• Главная
  • Новости
  • Казначейское обеспечение обязательств. Порядок осуществления.Часть 2 в Москве
28.04.2020

Казначейское обеспечение обязательств. Порядок осуществления.Часть 2

Казначейское обеспечение обязательств. Порядок осуществления.Часть 2
(продолжение, Часть 1)

 

Такой финансовый инструмент как казначейское обеспечение обязательств, при казначейском сопровождении средств вызывает неподдельный интерес ровно до того момента пока не начнешь разбираться в порядке его осуществления на практике, после чего интерес сменяет чувство неопределенности и ощущение, что КОО придумали под девизом «Давайте сделаем как-нибудь, а как применять его на практике разберемся позже».

Порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств установлен Приказом Минфина России от 13.12.2019 № 232н. Данный документ, как и его предыдущие аналоги, вызывает больше вопросов, чем предоставляет ответов, поэтому в целях прояснения механизма применения казначейского обеспечения обязательств (далее – КОО) при казначейском сопровождении средств на практике, предлагаем Вашему вниманию наглядный Порядок осуществления КОО при казначейском сопровождении средств:

 

1. ПОЛУЧЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

 

1) Главный распорядитель средств федерального бюджета (далее – ГРБС) заключает с Заказчиком государственный контракт (или соглашение о предоставлении субсидии), условиями которого должно быть предусмотрено предоставление Заказчику КОО;

2) ГРБС обращается в свой Территориальный орган Федерального казначейства (далее – ТОФК) с заявлением на выдачу КОО (далее – Заявление на выдачу) и предоставляет государственный контракт (или соглашение о предоставлении субсидии);

3) ТОФК ГРБС осуществляет проверку Заявления на выдачу и в случае его соответствия требованиям, формирует КОО и направляет в ТОФК Заказчика;

4) ТОФК Заказчика после поступления КОО направляет Заказчику уведомление о поступлении КОО;

5) Заказчик заключает с Исполнителем контракт (договор), в котором установлены условия предоставления Исполнителю КОО;

6) Заказчик обращается в свой ТОФК с Заявлением на перевод КОО (далее – Заявление на перевод) Исполнителю;

7) ТОФК Заказчика осуществляет проверку Заявления на перевод и в случае его соответствия требованиям, переводит КОО в ТОФК Исполнителя;

8) ТОФК Исполнителя после поступления КОО направляет Исполнителю уведомление о поступлении КОО;

9) Исполнитель заключает с Соисполнителем контракт (договор), в котором установлены условия предоставления Соисполнителю КОО;

10) Исполнитель обращается в свой ТОФК с Заявлением на перевод переведенного КОО (либо его части) Соисполнителю;

11) ТОФК Исполнителя осуществляет проверку Заявления на перевод переведенного КОО (либо его части) и в случае его соответствия требованиям, переводит КОО (либо его часть) в ТОФК Соисполнителя.

12) ТОФК Соисполнителя после поступления КОО (либо его части) направляет Соисполнителю уведомление о поступлении КОО (либо его части);

13) Соисполнитель, имея на руках КОО (документ от казначейства который подтверждает, что казначейство исполнит обязательства по оплате) заключает договор с поставщиком.

Важно отметить, что соисполнитель также вправе использовать аккредитивную форму расчетов со своими контрагентами, договоры с которыми заключены в рамках исполнения контракта между заказчиком и исполнителем (договоры должны содержать идентификатор государственного контракта). Для перевода КОО от соисполнителя его контрагенту, соисполнитель обращается в свой ТОФК с Заявлением на перевод переведенного КОО и так далее по цепочке контрагентов. Конечный участник, которому предоставляется право применять аккредитивную форму расчетов не определен, цепочка участников, которым переводится КОО (либо его часть) может быть очень длинной. При этом, все договоры, условиями которых предусмотрено предоставление КОО, должны содержать идентификатор государственного контракта и обязательства исполнителя соответствующего договора, открыть лицевой счет в ТОФК для учета операций неучастника бюджетного процесса.

Формы документов, применяемых при КОО при казначейском сопровождении целевых средств, и порядок их заполнения утверждены Приказом Казначейства России от 09.01.2020 № 6н. Указанный Приказ находится на регистрации в Минюсте России, тем не менее Казначейство России указывает, что его уже можно применять (Письмо Казначейства России от 09.01.2020 № 07-04-05/22-59).

 

 

2. ИСПОЛНЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ:

 

1) Поставщик исполняет обязательства по договору с Соисполнителем, которые принимает Соисполнитель и Стороны оформляют документы, подтверждающие факт исполнения Поставщиком обязательств (далее – документы-основания);

2) Соисполнитель обращается в свой ТОФК с платежным поручением и документами-основаниями;

2.1) ТОФК Соисполнителя осуществляет проверку представленных документов в соответствии с Приказом Минфина России от 10.12.2019 № 220н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»а также по следующим направлениям

а) срок действия КОО, исполнение которого осуществляется, не истек на момент представления платежного поручения (платежного документа) на оплату обязательств Соисполнителя;

б) соответствие идентификатора государственного контракта (соглашения), указанного в платежном поручении (платежном документе) на оплату обязательств Соисполнителя, идентификатору государственного контракта (соглашения), указанному в КОО.

3) В случае соответствия представленных Соисполнителем документов, ТОФК Соисполнителя направляет в ТОФК ГРБС Заявление на исполнение КОО. ТОФК ГРБС проверяет достаточно ли средств и если их достаточно, направляет в ТОФК Соисполнителя сообщение о статусе «Исполнено» Заявления на исполнение;

4) ТОФК Соисполнителя обращается в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства с консолидированной заявкой на предоставление средств, необходимых для оплаты обязательств Соисполнителя;

5) Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства направляет в ТОФК Соисполнителя средства, необходимые для оплаты обязательств Соисполнителя;

6) После поступления средств, ТОФК Соисполнителя осуществляет оплату обязательств Соисполнителя в банк Поставщика;

7) После перечисления средств в банк Поставщика, ТОФК Соисполнителя формирует Справку об исполнении КОО и направляет ее Соисполнителю;

8) Кроме того, ТОФК Соисполнителя направляет информацию о расчетах по КОО в ТОФК Исполнителя, ТОФК Заказчика и ТОФК ГРБС, которые направляют полученную информацию о расчетах по КОО Исполнителю, Заказчику и ГРБС соответственно.

 

Принимая участие в Московском финансовом форуме-2018, Глава Федерального казначейства РФ Роман Артюхин дал интервью РИА Новости[1], в котором изложил, в том числе, следующие планы:

«Мы предполагаем более широкое использование механизма казначейского обеспечения обязательств или, иначе говоря, казначейского аккредитива».

Приняв во внимание слова Романа Артюхина, мы решили расширить кругозор применения КОО, в результате чего без ответа остался существенный вопрос: «Возможно ли казначейское обеспечение обязательств, в случаях, когда казначейское или банковское сопровождение средств не предусмотрено?»

Прямого нормативно закрепленного ответа на данный вопрос нет. 

Положениями Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - Закон о бюджете), в частности части 9 статьи 5, предусмотрено только КОО при казначейском сопровождении средств (регламентируется Порядком осуществления КОО при казначейском сопровождении целевых средств, утв. Приказом Минфина России от 13.12.2019 № 232н) и КОО при банковском сопровождении средств (регламентируется Положением о порядке осуществления КОО при банковском сопровождении государственных контрактов, утверждено Положением Минфина России № 239н, Банка России № 707-П от 19.12.2019).

При этом, положениями пункта 5 Постановления Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» установлено, что распорядители средств федерального бюджета (и подведомственные им получатели федерального бюджета) вправе предусматривать в заключаемых контрактах (договорах), условия о КОО в размере суммы, не превышающей сумму авансовых платежей по соответствующим контрактам (договорам), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Означает ли это, что законодатель допускает применение КОО, в случаях, не предусмотренных положениями частей 8 и 9 статьи 5 Закона о бюджете, например, по собственному усмотрению? Данный вопрос остается открытым.

 

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что в будущем, разработчики проектов нормативно-правовых актов (далее – НПА) будут разрабатывать НПА совместно со специалистами и экспертами той области, в которой, придется работать непосредственно, с принятым НПА. Кроме того, если бы сотрудники Минфина РФ опубликовали на официальном сайте больше материалов, разъясняющих вопросы осуществления КОО на практике, то это существенно облегчило бы жизнь специалистам, разбирающимся в порядке осуществления КОО.

 

 

Виталий Краснобаев

Ведущий менеджер ПТО

ООО «Центр подрядных

торгов в строительстве»

 



[1] https://ria.ru/interview/20180911/1528265206.html