• Главная
  • Новости
  • Сложные вопросы взаимоотношений с субподрядчиками по госконтракту с казначейским сопровождением
03.02.2021

Сложные вопросы взаимоотношений с субподрядчиками по госконтракту с казначейским сопровождением

Сложные вопросы взаимоотношений с субподрядчиками по госконтракту с казначейским сопровождением
По всем вопросам казначейского сопровождения необходимо руководствоваться следующими документами:
- Постановление Правительства РФ от 15.12.2020 N 2106 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»;
- Приказ Минфина России от 10.12.2019 N 220н "Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2020 N 57485),
а с 08.02.2021 - Приказ Минфина России от 10.12.2020 N 301н "Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2021 N 62240).
В рамках Государственного контракта, подлежащего казначейскому сопровождению, генеральный подрядчик заключает договоры с субподрядчиками. Если договором предусмотрена выплата аванса субподрядчикам, они также открывают счета в ТОФК для казначейского сопровождения. В этом случае генеральный подрядчик выступает для субподрядчика в качестве Заказчика, который должен утвердить им Сведения для осуществления платежей.
Вопрос: какие направления расходования (коды расходов) следует выбрать для утверждения?
Ответ: при выборе кодов расходования для субподрядчиков следует ориентироваться на принцип целевого расходования авансовых средств и условия заключенного договора. Т.е. необходимо определить основной код расходования – закупка товаров, работ, услуг, а также расходы по налогам, заработной плате, соц.выплатам, накладные расходы, в сумме, не превышающей сумму, утвержденную Вам госзаказчиком.
Вопрос: должны ли коды расходования средств быть взаимоувязаны с кодами, которые утвердил генеральному подрядчику государственный заказчик?
Ответ: Да, аванс в данном случае – это целевые средства, расходование которых осуществляется в соответствии с утвержденными госзаказчиком целями. Поэтому расходование аванса, переданного субподрядчику, должно осуществляться с учетом изначальных целей, определенных госзаказчиком. Следовательно, коды расходования средств субподрядчиком должны быть соответствующими кодам расходования, утвержденным госзаказчиком. При этом возможно указать детализированные коды в рамках укрупненных, утвержденных госзаказчиком, или, в зависимости от условий договора, не все коды из числа утвержденных госзаказчиком .
Вопрос: может ли субподрядчик приобрести технику (основные средства), за счет выданного аванса?
Ответ: да, если приобретение техники прямо связано с исполнением договора и стоимость техники учтена в стоимости работ по договору
Вопрос: необходимо ли генеральному подрядчику требовать расшифровку сумм расходов, которые субподрядчик указал в Сведениях?
Ответ: Нет, такой необходимость нет
Вопрос: Казначейство или генподрядчик обязаны ли контролировать, куда направляются субподрядчиком деньги?
Ответ: контроль осуществляет казначейство путем сопоставления условий контракта, договоров с субподрядчиками, утвержденных на всех уровнях сведений о расходах и запрашиваемых платежах
Вопрос: Если генподрядчик заключит договор с субподрядчиком, перечислит аванс на поставку, а потом при производстве работ будет заправлять технику субподрядчика. Можно ли в этой ситуации признать ГСМ давальческим сырьем? Если да: можно ли в КС-2 отразить стоимость давальческих материалов (ГСМ), как материалы Заказчика и уменьшить стоимость выполненных работ на стоимость использованных ГСМ. Т.е. по итогу принятия работ уменьшается не стоимость 1 м насыпи, а стоимость принятых работ. Объем заправленного топлива будет определяться в заправочных ведомостях. Какими документами это следует отразить в бух.учете?
Ответ: Да, такой вариант возможен на основании ст.ст. 421, 704, 713 ГК РФ. В этом случае важно документальное оформление взаимоотношений.
Исходя из положений п. 1 ст. 704 ГК РФ, работы по договору подряда могут выполняться из материалов заказчика. Для этого такое условие должно быть прямо предусмотрено в договоре подряда.
В силу положений п. 713 ГК РФ подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.
Таким образом, генеральный подрядчик вправе предусмотреть в договорах со своими субподрядчиками условие о выполнении работ с использованием ГСМ, предоставленного генподрядчиком.
Обращаем внимание, что официальных разъяснений по данному вопросу нет.
Согласно ранее действовавшим Методическим указаниям (утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н) давальческое сырье (материалы) — это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции (абз. 2 п. 156).
Исходя из данной формулировки, считаем, что ГСМ в рассматриваемом случае могут быть отнесены к давальческим материалам, т.е. материалам, принятым субподрядчиком от заказчика для выполнения работ.
Для организации работы с давальческими материалами в договоре подряда должно быть прямо оговорены следующие условия:
- выполнение работ с использованием ГСМ, которые предоставляются заказчиком за счет заказчика;
- описание предоставляемых ГСМ (вид, характеристики, количество, цели – заправки конкретных транспортных средств, применяемых при выполнении работ по договору),
- порядок и сроки предоставления ГСМ (указать конкретную АЗС, на которых осуществляется заправка);
- нормы расхода ГСМ, технологических потерь;
- порядок учета и возврата ГСМ;
- обязательство субподрядчика использовать ГСМ экономно и расчетливо, представить отчет об израсходовании ГСМ, а также возвратить его остаток.
Обязательно необходимо документальное оформление выдачи ГСМ, учета работы техники (путевые листы), отчетов об израсходовании и возврата остатков.
В договоре с продавцом ГСМ рекомендуем предусмотреть обязанность продавца документировать и предоставлять реестр заправленных транспортных средств (по моделям (маркам) и госномерам). Такие данные могут предоставляться продавцом в адрес генподрядчика в накладных, актах или в отдельных реестрах.
Фиксация расхода топлива должна производиться исходя из модели (марки) транспортного средства, нормы расхода, учета времени работы техники. Для этого рекомендуем составлять соответствующие акты и прикладывать к ним путевые листы.
Стоимость строительных работ определяется сметой (п. 3 ст. 709 ГК РФ). В ней учитывается стоимость всех требующихся для строительства материалов, включая переданные заказчиком на давальческой основе. Как указал Минстрой, стоимость материальных ресурсов, поставленных заказчиком, учитывается при взаиморасчетах в составе возвратных сумм (Письмо Минстроя от 30.05.95 № 12-155). При этом возвратные суммы справочно показываются за итогом сметы. Таким образом, в акте КС-2 заполняется отдельный раздел «Материалы заказчика» с указанием их стоимости. В итоговую стоимость выполненных работ сумма давальческих материалов не включается, что отражается записью «За минусом материалов заказчика».
Также важно, чтобы не происходило «физической» реализации топлива со стороны генподрядчика, т.к. для этого требуется соблюдение целого ряда специальных требований.
Соблюдение вышеуказанных требований к оформлению документов также обеспечит возможность отнесения расходов на приобретение ГСМ на расходы в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Так, в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.01.2016 по делу № А31-6256/2014 об оспаривании решения налогового органа, которым отказано в признании расходов заказчика на приобретение ГСМ, заключившего договор перевозки с условием об оказании услуг с использованием ГСМ заказчика, суды, рассмотрев дело, «установили, что ИП Бельдин Е.В. не оформлял путевые листы и списание дизельного топлива. Доказательств того, что транспортные средства, участвующие в деятельности Предпринимателя, используемые для перевозки персонала заказчика, заправлялись приобретаемым Предпринимателем дизельным топливом, не имеется. Заправочные чеки и иные документы, свидетельствующие о передаче ИП Бельдиным Е.В. дизельного топлива ИП Румянцеву А.П. для оказания услуг по договору возмездного оказания услуг от 01.01.2011, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, оформленные ИП Румянцевым А.П. путевые листы данных сведений не содержат, а также не подтверждают осуществление перевозки персонала Предпринимателя по маршрутам, указанным в договоре возмездного оказания услуг от 01.01.2011».


Руководитель отдела
Правовой поддержки бизнеса
ООО «ФортисКонсалт»
Татьяна Гончаревская