• Главная
  • Новости
  • Сложности в проведении закупки услуг по комплексному обслуживанию зданий (помещений)
14.11.2023

Сложности в проведении закупки услуг по комплексному обслуживанию зданий (помещений)

Сложности в проведении закупки услуг по комплексному обслуживанию зданий (помещений)
Уже несколько лет одной из самых сложных для заказчика процедур закупки является комплексное техническое обслуживание зданий и помещений. Крайне редко заказчику удается провести данную процедуру без жалоб участников и претензий со стороны контролирующих органов. Обычно их не менее трех. По результатам рассмотрения таких жалоб участников, вероятнее всего, следует если не «снос» процедуры, то внесение изменений с переносом сроков.  
В соответствии со статьей 55.24 «Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений»:
«Техническое обслуживание зданий… сооружений проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией».
Согласно пункту 9 «Организационные основы технического обслуживания зданий (сооружений) «СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.08.2016 №590/пр) (ред. от 19.05.2023) в задачи технического обслуживания зданий (сооружений) входят как текущее обслуживание, включающее в себя подготовку здания (сооружения), его элементов и систем к сезонной эксплуатации, так и система ремонтного обслуживания, включающая в себя текущие и капитальные ремонты.
Кроме того, согласно подпункту 9.2. данного СП в состав работ по текущему обслуживанию входят в том числе
•    исправление неисправностей, выявленных в ходе осмотров;
•    санитарное содержание помещений здания (сооружения) и прилегающей территории – т.е. та самая уборка
•    уборка снега, в т.ч. на кровле.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что техобслуживание зданий, помещений и сооружений однозначно должно содержать не только проведение регламентных и профилактических работ по регулировке и наладке систем, но и ремонтные работы, а также уборку.
Однако долгое время Федеральная антимонопольная служба признавала нарушением и отменяла закупку работ по техническому обслуживанию зданий и помещений по причине объединения в один лот таких работ как техническое обслуживание и текущий (мелкий) ремонт, уборка и др. При этом, из нормативных документов мы видим, что избежать заказчику весьма широкого спектра работ в техническом задании при такой закупке не представляется возможным. Иначе можно просто не обеспечить это самое техническое обслуживание. Но с недавних пор после многочисленных указаний судов сотрудники антимонопольного ведомства все же осознали, что основной задачей закупки является не максимально широкий круг участников, а выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, - который способен своевременно и в полном объеме исполнять такой контракт. В связи с чем, доводы о незаконном объединении в один лот широкого перечня работ по обслуживанию, ремонту и т.д. от потенциальных участников процедуры закупки в настоящее время признаются необоснованными.
Думаете, теперь можно выдохнуть? Нет.
Частями 2 и 4 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе…» установлено, что в случае если виды работ, содержащиеся в техническом задании к закупке, поименованы в Постановлении Правительства РФ №2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», то заказчик ОБЯЗАН установить  дополнительные требования к участникам закупок согласно приложению к данному постановлению.
В приложении к Постановлению №2571 приведены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так п.14 Приложения 2 к Постановлению №2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки, предметом которых являются работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений:
    наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Именно это требование и предъявляют заказчики при проведении закупки работ и услуг по техническому обслуживанию зданий.
Однако, поскольку в рамках сформированного лота могут также содержаться по текущему ремонту, которые соответствуют п.15 Приложения 2 к Постановлению №2571,  и  услуги по уборке помещений, которые соответствуют п.36 Приложения 2 к Постановлению №2571.
А согласно п.3 постановления № 2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении к постановлению, и если стоимость таких работ превышает 1 млн. рублей, то необходимо устанавливать дополнительные требования к участникам по каждому виду работ, поименованных в приложении к постановлению, отдельно. А вот установление нескольких видов требований к участникам закупки, по мнению антимонопольных органов, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку указанные работы, услуги образуют отдельную правоспособность участия. Соответственно, установление дополнительных требований по двум/трем позициям Приложения к Постановлению № 2571 неправомерно, поскольку исключает, например,  возможность участия компаний, у которых есть опыт выполнения работ только  по техническому обслуживанию зданий, и не обладающих опытом оказания услуг по уборке зданий или  текущему ремонту помещений.
Предписание при этом выдается «привести извещение о проведении электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения». А как «привести в соответствие»? Ведь внесение изменений в техническое задание, исключая работы по текущему ремонту, например, это изменение предмета закупки (Письмо Минфина России от 10 декабря 2021 г. №24-06-08/100772). То есть опять «снос» процедуры?
Задавались ли когда-нибудь члены комиссии антимонопольного органа вопросом, кто и зачем, подает жалобу на закупку, что в ней как-то маловато установили требований? А ответ очевиден. Это компании, которые в лучшем случае просто хотят, чтобы вот эту маленькую уборку или текущий ремонт (замена замков в двери или замена прокладки в кранах) вынесли в отдельную закупку и заключили отдельный контракт. Насколько возрастают трудозатраты, временные затраты, финансовые затраты на дополнительный персонал заказчика для управления таким количеством контрактов и состыковкой работы такого количества исполнителей при выполнении взаимосвязанных работ кто-нибудь из них считал? Насколько вообще это снижает эффективность функционирования госаппарата? А ведь все это наши налоги. Думаю, нет. Так глубоко и широко мыслить тоже нужно уметь.