• Главная
  • Новости
  • Практические вопросы одностороннего отказа. Включение в РНП.
26.05.2020

Практические вопросы одностороннего отказа. Включение в РНП.

Практические вопросы одностороннего отказа. Включение в РНП.

Процедура одностороннего отказа в сфере закупок появилась после вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Ранее контракт возможно было расторгнуть только по соглашению сторон или по решению суда, что не совсем соответствовало нормам гражданского законодательства.

Данный пробел был исправлен, и сейчас возможность одностороннего расторжения контрактов предусматривается частями 8 и 9 статьи 95 Закона №44-ФЗ, согласно которым расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В настоящей статье хотелось бы рассмотреть наиболее актуальные вопросы, возникающие на практике по данной тематике.

 

1.     Нужно ли в контракте перечислять основания для одностороннего отказа, предусмотренные  ГК РФ?

Нет, достаточно указать в контракте право на односторонний отказ.

В рекомендациях, содержащихся в совместном письме Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России  № АЦ/9777/16 от 18.02.2016 говорится, что в случае установления в проекте контракта права на односторонний отказ, в проект контракта рекомендуется включить перечень случаев, являющихся основанием для такого отказа от исполнения контракта, предусмотренных ГК РФ.

Однако, Верховный Суд РФ разъяснил, что отсутствие в контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на односторонний отказ (п. 14 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 (далее – Обзор от 28.06.2017)).

Напомним, что случаи, при которых заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе, также определены в ч.15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

В частности, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

2.     Вправе ли стороны конкретизировать существенные нарушения обязательства, которые повлекут за собой одностороннее расторжение контракта?

Да, такая конкретизация правомерна.

Верховный Суд в п.15 Обзора от 28.06.2017 разъяснил, что стороны контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта (например, предусмотреть право заказчика на односторонний отказ при просрочке передачи результата работ подрядчиком более чем на 30 дней, а не на 7 дней, как предусматривается общими нормами ГК РФ).

При этом суд отметил, что срок для возникновения права на односторонний отказ в данном случае является разумным и не прикрывает фактически увеличение общего срока выполнения работ.

 

3.     Какова процедура одностороннего расторжения контракта заказчиком?

Процедура регламентируется статьей 95 Закона №44-ФЗ.

Рекомендуется следующий алгоритм:

1) принятие заказчиком решения об одностороннем отказе по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ч. 9 ст. 95 Закона);

2) размещение в ЕИС решения заказчика об одностороннем отказе не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты принятия указанного решения (ч. 12 ст. 95 Закона);

3) направление решения об одностороннем отказе поставщику (подрядчику, исполнителю) не менее чем двумя способами (ч. 12 ст. 95 Закона): 

ü  по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также:

ü  телеграммой;

ü  по факсу;

ü  по адресу электронной почты;

ü  с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления.

4) вступление в силу решения заказчика об одностороннем отказе через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе (ч.13 ст. 95 Закона);

5) отмена не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в случае, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе устранено нарушение условий контракта, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы  (ч. 14 ст. 95 Закона). Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу.

 

4.     Что делать, если 10 дней на устранение недостатков истекают в выходной день?

Считать датой окончания срока ближайший следующий за выходным рабочий день.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе вступает в силу через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе.

ФАС России в письме от 14.03.2018 №РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъясняет, что при исчислении сроков следует руководствоваться ГК РФ и, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, при истечении 10-дневного срока в выходной день датой окончания такого срока будет ближайший следующий за выходным рабочий день. 

 

5.     Какая ответственность предусматривается при нарушении заказчиком порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа?

Предусматривается  административная ответственность заказчика по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ за нарушение  порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа: штраф на должностных лиц в размере 50 000 рублей; на юридических лиц – 200 000 рублей.

 

6.     Каким способом, кроме электронного аукциона, можно провести закупку, при направлении одностороннего отказа победителю?

Можно провести запрос предложений, запрос предложений в электронной форме.

Согласно ч. 17 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом, заказчик вправе осуществить закупку по расторгнутому контракту  в соответствии с положениями п. 6 ч. 2 ст.83,п. 2 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ (запросом предложений, запросом предложений в электронной форме).

При этом если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены, цена заключаемого контракта также должна быть уменьшена пропорционально.

 

7.     Можно ли заключить контракт со вторым участником закупки в случае направления заказчиком одностороннего отказа победителю?

Да, можно, если антимонопольным органом принято решение о включении информации о поставщике, с которым расторгнут контракт, в РНП.

Согласно ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 95 Закона 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя (со вторым участником закупки). При этом заключение контракта со вторым участником допускается в случае, если в связи с таким расторжением антимонопольным органом в соответствии с ч. 7 ст.104 Закона № 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

8.     В каких случаях поставщики (подрядчики, исполнители) включаются в РНП?

Такие случаи предусматриваются ч. 2 ст. 104 Закона 44-ФЗ.

Согласно положениям указанной статьи, в РНП включается информация:

ü  об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, 

ü  о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика в связи с существенным нарушением  условий контрактов.

 

9.     Где можно увидеть поставщиков, включенных в РНП? Кто ведет Реестр недобросовестных поставщиков?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это федеральный информационный ресурс, который находится в открытом доступе на сайте в сети «Интернет»: http://zakupki.gov.ru/. 

В соответствии с пунктом 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062,  ведение РНП осуществляется ФАС России.

Согласно Приказу ФАС России от 27.08.2007 N 267 о ведении РНП, комиссии территориальных органов ФАС России по контролю в сфере закупок осуществляют рассмотрение информации и документов о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.

 

10.   Какая информация включается в РНП?

Перечень информации содержится в ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ.

В РНП включается информация:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН налогоплательщика или для иностранного лица аналог ИНН;

2) наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица аналог ИНН (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в ч. 2 ст.104 Закона № 44-ФЗ;

Пункт 2 части 3 статьи 104 Закона признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.04.2020 N 16-П) в части включения в РНП информации о физических лицах - учредителях юридического лица, которые не являются его участниками к моменту заключения и исполнения контракта. 

3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;

4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;

5) идентификационный код закупки;

6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;

7) дата внесения указанной информации в РНП.

 

11.  В какие сроки антимонопольные органы включают организацию в РНП?

Срок должен составлять 8 рабочих дней со дня поступления информации в контролирующий орган от заказчика.

В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона № 44-ФЗ антимонопольный орган в течение 5 рабочих дней с даты поступления необходимых документов и информации от заказчика проводит проверку  и включает информацию в РНП в течение 3 рабочих дней.

Отметим, что на практике эти сроки не всегда соблюдаются.

 

12.  Если ФАС отказывает во внесении исполнителя в РНП, это означает, что односторонний отказ об исполнении контракта в одностороннем порядке неправомерен?

Односторонний отказ заказчика не во всех случаях влечет включение  поставщика (подрядчика, исполнителя)  в РНП.

Решение о включении в РНП принимается комиссией по контролю в сфере закупок  ФАС России или территориального антимонопольного органа по результатам рассмотрения информации и документов о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), направленной заказчиком (статья104 Закона № 44-ФЗ).

Как следует из раздела III письма Федеральной антимонопольной службы от 28.03.2014 N ИА/11604/14, при рассмотрении вопроса о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков должна быть осуществлена проверка правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Как указано в письме, основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:

- неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

- ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

- установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;

- установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.

В случае подтверждения указанных сведений уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

Обращаем ваше внимание!!!

Решение антимонопольного органа о включении или невключении поставщика (исполнителя, подрядчика) в РНП не отменяет решение заказчика об одностороннем отказе.

В настоящее время оспорить односторонний отказ заказчика и признать его незаконным возможно только в судебном порядке.

 

Автор: Генеральный директор ООО «Фортис Консалт» Елена Миклашевская