• Главная
  • Новости
  • Ответственность за оказание салонами красоты услуг, не соответствующих требованиям законодательства
19.12.2023

Ответственность за оказание салонами красоты услуг, не соответствующих требованиям законодательства

Ответственность за оказание салонами красоты услуг, не соответствующих требованиям законодательства
Многие салоны красоты или, так называемые, СПА-салоны оказывают, казалось бы, вполне безобидные косметологические услуги, в том числе с применением специальных аппаратов и технических средств.
При этом, салоны красоты зачастую воспринимаются собственниками как бизнес "про красоту", а не "про медицину". Хотя многие из них даже получают медицинскую лицензию, но либо не на все услуги, либо не на тот адрес, либо допускают отсутствие необходимого образования у специалистов, отсутствие надлежащих документов на оборудование и применяемые препараты и т.д. За что неминуемо наступает ответственность.

Давайте рассмотрим, какие требования предъявляет законодательство РФ к деятельности "косметология" и какая предусмотрена ответственность за их нарушения.

Нормативное регулирование:
В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) подлежит обязательному лицензированию.
Под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность, в том числе, по оказанию медицинской помощи (пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ)).
В силу пункта 3 статьи 2 Закона № 323-ФЗ медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Закона № 323-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона № 323-ФЗ медицинское вмешательство -выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 (ред. от 16.02.2022) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")» (далее -  Постановление № 852).
Согласно Приложению к Постановлению № 852 «Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность», к медицинской деятельности отнесены работы (услуги) по косметологии.
В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:
а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих санитарным правилам, соответствие которым устанавливается в санитарно-эпидемиологическом заключении;
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
в) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг);
г) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
д) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
ж) размещение в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - единая система) сведений о медицинской организации (в федеральном реестре медицинских организаций) и о лицах, указанных в подпункте "в" настоящего пункта (в федеральном регистре медицинских работников), в составе, установленном Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения".
В соответствии с Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» специальность «Косметология» (подраздел 008 «Дерматовенерология и косметология») включена в класс «В» номенклатуры медицинских услуг.
Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология» утвержден порядок оказания медицинской помощи населению по данному профилю (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка, оказание медицинской помощи по профилю «косметология» включает:
    диагностику и коррекцию врожденных и приобретенных морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма, в том числе возникающих вследствие травм и хирургических вмешательств, химиотерапевтического, лучевого и медикаментозного воздействия и перенесенных заболеваний;
    информирование населения о гигиенических рекомендациях по предупреждению заболеваний, профилактике преждевременного старения и инволюционной деградации кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и мышечного аппарата.
В п. 4 указанного Порядка  предусматривается, что медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом в организациях, структурных подразделениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с приложениями № 1 - 18 к указанному Порядку. Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога.
Согласно п.2. Приложения № 1 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «косметология», на должность врача-косметолога назначается специалист, соответствующий квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом  Минздрава России от 08.10.2015 N 707н (ред. от 22.03.2023) "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" по специальности "косметология". На должности среднего медицинского персонала назначаются специалисты, получившие дополнительное профессиональное образование по специальности "Сестринское дело в косметологии".
В соответствии с п.5 Порядка при первичном обращении пациента врач-косметолог:
    оценивает жалобы пациента, структурную целостность и функциональную активность покровных тканей, выявляет конкретные дефекты и нарушения, требующие проведения косметологической коррекции;
    информирует пациента о процедурах для самостоятельного выполнения; дает рекомендации по уходу за покровными тканями организма, в том числе проводит обучение необходимым гигиеническим навыкам;
    заполняет медицинскую документацию в установленном порядке;
    составляет план необходимого обследования и лечения;
    назначает медицинские процедуры для выполнения средним медицинским персоналом;
    выполняет медицинские процедуры, необходимые для коррекции выявленных нарушений и дефектов.
Согласно Приложению № 1 к Порядку установлено, что в структуре косметологического кабинета (который может являться структурным подразделением организации) могут быть предусмотрены:
    кабинет врачебного приема;
    манипуляционный кабинет;
    процедурный кабинет.
Пунктами 5 - 7 Приложения № 1 к указанному Порядку установлено следующее.
В кабинете врачебного приема проводится:
    консультирование пациентов;
    обследование пациентов (с проведением дерматоскопии; измерения количества поверхностного сала и активности сальных желез - себуметрии; исследования десквамации, пигментации, трансдермальной потери жидкости, эластичности кожи; pH-метрии кожи; профилографии, ультразвукового исследования эпидермиса, дермы, гиподермы, сосудов кожи и подкожной клетчатки, поверхностных мышц).
В манипуляционной проводятся неинвазивные процедуры (депиляция; дарсонвализация; косметологическая чистка лица; криомассаж; криоорошение; медицинский массаж лица, шеи и области декольте ручной; пилинг аппаратный кожи; пилинг поверхностный).
В процедурной осуществляются инвазивные процедуры (введение инъекционных тканевых наполнителей; инъекции препаратов токсина ботулизма; инъекционная коррекция рубцовой ткани; мезотерапия; биоревитализация; пилинг срединный; инъекционное введение лекарственных препаратов).
Косметологический кабинет оснащается медицинским оборудованием в соответствии со стандартом оснащения, изложенным в Приложении № 2 к Порядку, утвержденному  приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н.
Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012              № 1006 (утрачивают силу с 01.09.2023 в связи с изданием Постановления Правительства от 11.05.2023 № 736, утвердившим новые правила).
Вышеуказанные Правила предусматривают оказание медицинскими организациями платных медицинских услуг на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также на основании договора (раздел IV Правил, п.п.16-18).
В соответствии с Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» установлена номенклатура медицинских услуг, которая представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
Перечень медицинских услуг разделен на два раздела: "A" и "B", построенные по иерархическому принципу. Раздел "A" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
В разделе "A" числами от 01 до 27 обозначены типы медицинских услуг, классы, обозначающие анатомо-функциональную область - числами от 01 до 30.
Класс медицинской услуги идентичен во всех типовых разделах. Если для класса в определенном типовом разделе не выделяется конкретная услуга, то этот класс не прописывается, при этом за ним сохраняется его порядковый номер.
Класс "Прочие" включает в себя медицинские услуги, которые не могут быть классифицированы в соответствующем анатомо-функциональном подразделе.
Вид медицинской услуги (от 001 до 999) обозначает медицинские услуги, имеющие законченное диагностическое или лечебное значение.
Подвид медицинской услуги (от 001 до 999) обозначает медицинские услуги в зависимости от способов (методик) их выполнения.
Основные выводы. Риски:
Салоны красоты, оказывающие косметологические услуги, обязаны иметь соответствующую лицензию
Риски.
Оказание в салонах услуг по инъекционной косметологии, а также по аппаратной косметологии лица и тела, включенных в перечень медицинских услуг, утвержденный Постановлением № 852, для оказания которых требуется медицинская лицензия по профилю «косметология», в отсутствие такой лицензии, может повлечь, в случае обращения клиентов в контролирующие органы, а также в иных случаях выявления таких нарушений, негативные последствия  в виде привлечения юридического лица, а также должностных лиц к различным видам ответственности (административная, гражданско-правовая, а также в ряде случаев, уголовная ответственность).
Административная ответственность:
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусматриваются следующие виды ответственности:
- наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
- на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
- на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Также, в ряде случаев действия по осуществлению медицинской деятельности, не соответствующей действующему законодательству, расценивается контролирующими органами как нарушение, предусмотренное  ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, т.е. осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 7 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением  № 852, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
К таким нарушениям могут быть отнесены:
- несоответствие компании требованиям, предъявляемым к организациям, оказывающим медицинские услуги (согласно п. 5 Положения о лицензировании, утв. Постановлением № 852), в том числе: отсутствие регистрации в ЕГИСЗ, отсутствие сведений в ФРМО и ФРМР (сведений о медработниках, медорганизации, медоборудовании); несоответствие профессионального образования медработников действующим лицензионным требованиям; отсутствие установленных стандартами оснащения медицинских изделий, а также использование незарегистрированных и с истекшим сроком годности; несоблюдение требований к наличию медицинских изделий согласно стандартам оснащения для оказания медуслуг; отсутствие заключенных трудовых договоров с сотрудниками; несоблюдение порядков оказания медицинской помощи; отсутствие документов, подтверждающих наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также не соблюдение данных требований, в случаях, если такие нарушения повлекли за собой такие последствия, как:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан.
Гражданско-правовая ответственность:
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Кроме того, согласно статье 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законом и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Таким образом, лицо (потребитель услуг), которому салоном красоты были оказаны услуги ненадлежащего качества, имеет право на полное возмещение убытков и компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Суды в таких случаях приходят к выводу, что, в соответствии со ст.1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Уголовно-правовая ответственность.
Можно отметить также отдельные статьи Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), в соответствии с которыми возможно привлечение к уголовной ответственности за медицинскую деятельность в отсутствие лицензии.
Так,  в соответствии со ст.235 УК РФ:
«1. Осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок».
Следует учесть, что в соответствии с ч.1 ст. 235 УК РФ не определяется конкретная степень вреда здоровью пациента, необходимая для привлечения к уголовной ответственности. Поэтому данная статья может быть применена к незаконной медицинской деятельности как минимум при причинении легкого вреда здоровью.
Легкий вред здоровью определяется в соответствии с Приказом Минздрава России от 24 апреля 2008 г. № 194н, как:
    кратковременное нарушение функций органов или систем (до трех недель с момента причинения травмы);
    незначительная утрата общей трудоспособности (менее 10%).
Таким образом, уголовная ответственность по ч. 1 ст. 235 УК РФ возможна для незаконных медицинских практик, причинивших как минимум легкий вред здоровью пострадавшему, при условии наличия причинно-следственной связи с противоправным деянием. Например, гнойно-воспалительные осложнения, вызванные незаконными вмешательствами (устранившиеся не более, чем за 21 день) в результате вмешательств, проведенных в отсутствие необходимых разрешительных документов.
Также можно выделить ст. 171 УК РФ:
«1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензия, аккредитация в национальной системе аккредитации или аккредитация в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Следует отметить, что, согласно примечанию к ст. 170.2 УК РФ, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - девять миллионов рублей.
Как разъясняется в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 (ред. от 07.07.2015) "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве», действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, надлежит квалифицировать по соответствующей части статьи 235 УК РФ.
В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в статье 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по соответствующей части статьи 171 УК РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что салон красоты, в котором оказывается медицинская помощь без необходимых разрешительных документов (в первую очередь, лицензии), лицами, не имеющими необходимой квалификации и документов, а также лицами без трудового договора, может быть привлечено к различным видам ответственности и понести значительные убытки, в случае обращения клиентов, которым была оказана услуга ненадлежащего качества, в правоохранительные органы или в суд.
Если Вы руководитель или собственник салона красоты, оказывающего косметологические услуги, рекомендуем Вам произвести юридический аудит деятельности Вашей организации, выявить все возможные риски и привести деятельность Вашей организации в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Сотрудники ООО «Фортис Консалт» всегда оперативно помогут Вам. Достаточно обратиться любым удобным для Вас способом:
Написать в любом удобном Вам мессенджере по т. 8 996 715 51 87 или позвоните по телефону 8 499 341 05 99, а также заполнить форму обратной связи на нашем сайте www.fortis-audit.ru