16.09.2022

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ
Импортозамещение. Нормативное регулирование. Обязанность сторон действующего государственного контракта произвести замену предусмотренных контрактом материалов или оборудования на аналоги российского производства
Курс на импортозамещение в России был взят еще в 2014 году, когда против нас были введены первые товарные санкции. В 2022 году по понятным причинам и в целях обеспечения технологического суверенитета данный курс стал жестче поддерживаться государством. Российским производителям обеспечили полномасштабные меры поддержки, включая ограничения при осуществлении государством закупочной деятельности. На местах, как водится, тут же пошли перегибы. Так, отдельные заказчики умудряются требовать замены на российскую продукцию товара, используемого при выполнении уже заключенных строительных контрактов.
Давайте разберемся, как вести себя подрядчику, если заказчик требует использовать российские материалы, в контракте и смете предусмотрены импортные и их замена ведет к удорожанию работ, которое заказчик компенсировать не планирует.
Федеральным законом от 31.12.2014 №488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (Закон о промышленной политике) установлены меры стимулирования производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, осуществляемые при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и осуществлении таких закупок отдельными видами юридических лиц. Согласно положениям ст. 18 Закона о промышленной политике при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, устанавливается приоритет промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, перед промышленной продукцией, произведенной на территориях иностранных государств.
Такой приоритет обеспечивается в случаях, не противоречащих международным договорам Российской Федерации, посредством установления:
1) условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон №44-ФЗ);
2) приоритета товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Также Правительство РФ вправе устанавливать требования по включению в контракты, заключаемые при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд или закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц по Закону №223-ФЗ, дополнительных условий по обеспечению развития производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или внедрению в производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации новых технологий.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №328 (ред. от 24.08.2022), с учетом Указа Президента России от 21 июля 2020 г. №474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", которая  направлена на объединение усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных компаний на внутреннем и мировом рынках.
В Программе отмечена особая актуальность решения задач по импортозамещению. Импортозамещение в современных условиях - это процесс создания современных конкурентоспособных производств, направленный на замещение импортируемых в настоящее время товаров, как потребительских, так и производственных, принцип расстановки акцентов государственной промышленной политики, основанный на осознанном отказе от специализации в производстве только тех продуктов, в которых Российская Федерация имеет сравнительные преимущества перед другими странами в настоящее время.
Применение национального режима при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд определено в ст. 14 Закона №44-ФЗ, согласно которому по общему правилу при осуществлении гозакупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - товаров, работ, услуг происходящих из иностранных государств), применяется национальный режим на равных условиях с товарами, работами, услугами российского происхождения.
При этом в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, работ, услуг происходящих из иностранных государств, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. Невозможность соблюдения указанных запрета или ограничений должна быть обоснована заказчиком.
Нормативные правовые акты, устанавливающие запрет на допуск товаров, работ, услуг, происходящих из иностранного государства, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат размещению в ЕИС.
Также такими нормативными правовыми актами могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона №44-ФЗ (замена на товар с улучшенными свойствами).
На основании Закона №44-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 №616 (ред. от 16.05.2022) "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (Постановление №616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по приложенному к Постановлению перечню.
Запрет на закупку товаров из перечня не применяется в случаях, указанных в Постановлении № 616, в т.ч. в случаях:
а) отсутствия на территории РФ производства промышленного товара, которое подтверждается:
в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Минпромторгом РФ либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Минпромторгом РФ;
в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно;
б) закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19 - 21, 28, 50, 142 и 145 перечня);
в) необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 40 - 43, 70 - 76, 78 - 86, 94 - 117 и 134 перечня).
В п. 4 Постановления №616 указано, что запреты распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга.
Согласно п. 13 Постановления №616 при исполнении контракта замена промышленных товаров, указанных в перечне, на промышленные товары, происходящие из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не допускается.
В свою очередь Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 №617 (ред. от 16.05.2022) "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Постановление №617) утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕЭС), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно Постановлению №617 заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке товаров из перечня, при условии, что на участие в закупке подано не менее 2х заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, которые одновременно содержат предложения о поставке товаров из перечня, страной происхождения которых являются только государства - члены ЕЭС, и  не содержат предложений о поставке товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Закона о защите конкуренции, при сопоставлении заявок.
Пунктом 15 ч. 1 ст. 42 регламентировано, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранного государства, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона №44-ФЗ.
Кроме того, согласно Приказу Минстроя России от 14.01.2020 №9/пр (ред. от 14.10.2021) "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта" (вместе с "Типовыми условиями государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства") при закупке работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства если в рамках исполнения такого контракта предусматривается поставка товаров, в отношении которых Правительством РФ в соответствии со ст. 14 Закона №44-ФЗ установлены запрет на допуск иностранных товаров или ограничения допуска указанных товаров, такой контракт должен содержать отдельный перечень таких товаров. Такой перечень включается заказчиком в проект контракта на этапе подготовки документации о закупке. Участник закупки в свою очередь должен в указанном случае включить информацию о наименовании страны происхождения поставляемого товара в заявку на участие в закупке, а также подтвердить страну происхождения в порядке, установленном ПП РФ №616.
Таким образом, если документацией о закупке условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, НЕ УСТАНОВЛЕНЫ, следовательно, какие-либо запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, при исполнении контракта не применяются.
Иные нормативно-правовые акты, обязывающие стороны действующего государственного контракта произвести замену предусмотренных контрактом материалов или оборудования на аналоги российского производства ОТСУТСТВУЮТ.
Какой же выход может быть в сложившейся ситуации, если желание заказчика максимально заменить импортные строительные материалы и оборудование на отечественные носит непреодолимый характер:
Внести изменение в проектную документацию по собственной инициативе.

В соответствии с п. 1 ст. 744 ГК РФ Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.

Внесение в техническую документацию изменений в большем против указанного в пункте 1 настоящей статьи объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.
Только в этом случае такие изменения будут обязательными для исполнения подрядчиком.