• Главная
  • Новости
  • Депутаты предлагают дать право заказчикам отклонять заявки участников при выявлении предоставления недостоверных сведений в заявке в качестве подтверждения наличия положительного опыта
14.12.2023

Депутаты предлагают дать право заказчикам отклонять заявки участников при выявлении предоставления недостоверных сведений в заявке в качестве подтверждения наличия положительного опыта

Депутаты предлагают дать право заказчикам отклонять заявки участников при выявлении предоставления недостоверных сведений в заявке в качестве подтверждения наличия положительного опыта
В соответствии с предложенным законопроектом, разработанным отдельными депутатами Госдумы РФ, заказчикам разрешат в любой момент отклонять заявки участников даже отказывать им в заключении контракта за недостоверные сведения в заявке.
Кроме того, законопроект предусматривает обязанность заказчика расторгнуть контракт, если уже в процессе его исполнения выяснится, что участник предоставил в заявке ложные сведения.
Речь идет в частности о документах, представляемых участниками электронных конкурсов, в качестве подтверждения наличия положительного опыта исполнения аналогичных контрактов. Такие сведения представляются участниками в составе заявки для оценки по соответствующему критерию.
С данными документами действительно проблема назрела давно. Дело в том, что в качестве подтверждения наличия соответствующего опыта участниками могут быть представлены как государственные контракты, так и гражданско-правовые договоры. И если первые проверить не составляет особого труда (сведения о них содержатся в ЕАИС), то гражданско-правовые договоры сложно проверить. В связи с чем, недобросовестные участники их просто подделывают.
Вместе с тем, стоит отметить, что заказчики предпринимают попытку самостоятельно проверить представляемые документы, но:
• Это требует большого количества времени. В пределах процедуры закупки сложно собрать оригинальные документы в качестве доказательств (например, получить ответ из ИФНС, если в открытых источниках содержатся сведения об отсутствии надлежащей выручки, соответствующей представленному договору);
Контролирующие органы в лице ФАС России и его территориальных подразделений, не принимают доказательства заказчиков, полученные из открытых источников, и не позволяют даже просто не засчитать ложный опыт, не то, что отклонить заявку такого участника. Как обычно пишут фасовцы «для принятия решения о наличии недостоверных сведений заказчику необходимо располагать письменным, документальным подтверждением»;
• Правоохранительные органы даже при очевидности совершенного преступления не спешат возбуждать уголовные дела по ст. 292, например.
Так что работать необходимо не только над правами и обязанностями заказчиков в этой связи, но и с позицией контролирующих и правоохранительных органов, а также над механизмами проверки гражданско-правовых договоров.
В настоящее время законопроект проходит этап общественного обсуждения. Предполагается, что данные поправки вступят в силу со дня опубликования в виде закона (ст. 2 проекта).
Документ: Проект Федерального закона №504954-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/504954-8)