• Главная
  • Новости
  • Банкам хотят запретить в отдельных случаях взимать повышенную комиссию
13.10.2023

Банкам хотят запретить в отдельных случаях взимать повышенную комиссию

Банкам хотят запретить в отдельных случаях взимать повышенную комиссию
В Госдуме разработан законопроект, предусматривающий внесение изменений в ст. 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (Проект Федерального закона № 452012-8).
Данными изменениями предполагается запретить банкам взимать повышенную комиссию за перечисление денежных средств со счетов компаний и ИП на счета физических лиц в случае, когда речь идет о выплате доходов от бизнеса (дивиденды, распределение прибыли, доход ИП).
Ситуация с «драконовскими» тарифами за перевод денежных средств физлицам имеет давнюю историю.
Где- то с сентября 2018 года в соответствии с рекомендациями Центрального банка России все без исключения банки одновременно изменили тариф  на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  в части резкого повышения стоимости переводов в адрес физических лиц свыше 150 000,00 рублей в месяц.
Размер такой комиссии в настоящее время варьируется от 1,5 до 15%.
К стоимости такой «услуги», то есть к ее экономическому обоснованию, для самого банка это не имеет никакого отношения и никак не связана с трудозатратами сотрудников банков. Они такие же, как при любых других переводах. То есть тариф за перевод денежных средств в пользу другого юридического лица и за перевод на счет физическому лицу может разниться в тысячи раз.
Как известно со слов представителей ЦБ и крупнейших банков сделано это было в благих целях – борьба с незаконной «обналичкой». Ведь самой известной схемой такой «обналички» было: фирмы-однодневки, аккумулируя безналичные денежные средства от своих контрагентов, переводят их по различным назначениям на счета и карты связанных с ними физических лиц, а они, в свою очередь, снимают с карт или счетов наличные деньги. И вот для того, чтобы перекрыть эту схему, банки и ввели дополнительные комиссии.
Вместе с тем, для борьбы с этой и множеством других схем в самих банках на тот момент существовали вполне эффективные механизмы ограничения таких операций. Кроме того, с 2001 года в России существует Федеральный закон №115-ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА» (далее – Закон №115-ФЗ), в который регулярно вносятся изменения, учитывающие все новые хитрости «обнального рынка» и наделяющие банки все новыми и новыми полномочиями в части проверки законности операций. Очередные такие изменения вступили в силу с 10.01.2021 года.
Так, при перечислении от юридического лица или индивидуального предпринимателя на счет физического лица банки в обязательном порядке запрашивают следующую информацию:
1. Выписку по счету банка физлица за последние 6 месяцев;
2.  Пояснение по источнику возникновения денежных средств.
3.  Пояснение по экономической целесообразности вывода денежных средств из бизнеса.
4.  Источники возврата денежных средств и их целевое использование.
5.  Копия Договора, на основании которого производится такое перечисление.
Однако сотрудники банков, получающие эти документы, не имеют квалификации, позволяющей хоть как-то анализировать предоставленную предпринимателями информацию, рассмотреть сделку целиком, дать оценку ее законности или подозрительности. А просто формально выполняют требования Закона №115-ФЗ. И все документы просто ложатся в архив никому не нужной информации. Соответственно, это никак не может привести к противодействию хоть чему-нибудь, не то, что деятельности профессиональных финансистов, занимающихся «обналичкой». Кардинальное изменение этой ситуации потребовало бы от банков существенного увеличения высококвалифицированного штата, что неизбежно привело бы к снижению маржинальности их деятельности. Конечно, гораздо более привлекательным решением  для ЦБ и банков было переложить ответственность и оплату своей неспособности обеспечить надлежащую борьбу с «обналом» на плечи предпринимателей. Ведь кому они нужны?
Думаю, только этим и было вызвано введение этих «драконовских» комиссий, избежать которых у предпринимателя нет никакой возможности, если он решил воспользоваться собственными, честно заработанными деньгами, с которых он уже уплатил все налоги государству. Ведь все средства находящиеся на счету предпринимателя после налогообложения являются его личным доходом. И в этом свете списываемые банком комиссии за перевод на свой собственный счет, как физического лица, являются ничем иным, как налогом на доход предпринимателя, который взыскивается банком с предпринимателя в свой доход.
Кроме того, хочу обратить внимание на еще одну ситуацию, в которой предприниматель несправедливо наказывается ЦБ и банком – кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции и последующие события. С 2020 года практически все предприниматели столкнулись с необходимостью поддерживать свой бизнес личными деньгами, предоставляя своим компаниям беспроцентные займы. Ведь дохода не было, а выплачивать заработную плату, аренду помещения, исполнять иные обязательства перед контрагентами предприниматели были обязаны. И именно добросовестные предприниматели выполнили свои обязательства, потратив на это ЛИЧНЫЕ средства.
Теперь, когда можно, наконец, их начать возвращать, с чем мы столкнулись?
Банки в соответствии с тарифами и в этом случае  взимают повышенную комиссию с компании при возврате займа, выданного ранее со счета в этом же банке, хотя данная операция является совершенно прозрачной и законной.
Например, перечислил предприниматель 10 млн. рублей на пополнение оборотных средств, а за возврат средств себе этих личных средств, которыми он спас свой бизнес, сохранил рабочие места, дал заработок людям, с него банк взыщет комиссию минимум 375 тыс. рублей.
Большей несправедливости по отношению именно к честному предпринимателю просто сложно себе представить.
Более того, данные повышенные тарифы применяются и к перечислениям физлицам, имеющим статус самозанятых. Что делает работу с ними для именно юр лиц невыгодной. То есть в ситуации, когда государство максимально заинтересовано в том, чтобы вывести из тени большинство работающих «на себя» физлиц, приучить их платить небольшой налог и «спать спокойно», банки и ЦБ создают дополнительные препятствия и делают самозанятых непривлекательными партнерами для юр лиц. Рано или поздно это опять приведет к уходу в тень таких самозанятых.
Видя эту порочную практику, Банк России выдавал рекомендации банкам воздержаться от применения таких мер повышенной тарификации (методические рекомендации №2-МР от 12.02.20 и №4-МР от 24.03.22).
Более того, прямой запрет использовать повышенные тарифы в целях борьбы с отмыванием доходов, финансированием терроризма и т.д.  был введен  Федеральным законом от 16.04.2022 г. №112-ФЗ.
Бизнес-сообщество  уже неоднократно взывало к властям, требуя прекратить произвол банком. Но до настоящего времени ситуация меняется крайне медленно. Ряд банков уже пришли к обычным тарифам при безналичном перечислении денежных средств со счетов юрлиц и ИП в адрес физических лиц, но только тогда, когда все счета находятся именно в этом конкретном банке.
Обращаю внимание, именно банки отчитались о сверхприбылях, полученных в такой тяжелый для всего остального бизнеса 2022 год. Может быть, пора признать, что банки злоупотребляют своим правовым положением и ведут себя недобросовестно?
Надеюсь, этот законопроект удастся принять оперативно и банковское лобби в наших верхах не сможет утопить его в недрах законодательной власти.