09.10.2021

Авансирование по 44-ФЗ в 2021 году

Авансирование по 44-ФЗ в 2021 году
Вопрос: отменено ли в настоящее время авансирование по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ? Вправе ли заказчик включать авансирование в госконтракт (договор) на строительство, проектирование и реконструкцию, учитывая Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496, Постановление Правительства РФ от 23.01.2021 № 39?

Ответ: Заказчик вправе предусмотреть в госконтракте (договоре) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг авансовые платежи и сроки их перечисления в объеме, не превышающем предельные размеры выплат авансовых платежей, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента РФ, другими нормативными правовыми актами Правительства РФ (см. пункт 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496, пункты 3, 4 Постановления Правительства РФ от 23.01.2021 № 39).
Предельные размеры авансовых платежей указаны ниже:

- До 50% суммы госконтракта (договора)
(п. 3, 4 ПП РФ № 39)    Поставка в 2021 г. товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства государственной (муниципальной) собственности РФ
- До 90% суммы госконтракта (договора)
(п. 4 ПП РФ № 39)    При включении в госконтракты (договоры), а также контракты (договоры), заключаемые в рамках их исполнения, условия об осуществлении казначейского сопровождения указанных авансовых платежей органами Федерального казначейства в порядке (если иные предельные размеры авансовых платежей, превышающие указанный размер, для таких госконтрактов (договоров) не установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации).
- До 100% суммы госконтракта (договора)
(подпункт «в» пункта 18 Положения, утв. ППРФ от 09.12.2017 № 1496)    Госконтракты (договоры):
    об оказании услуг связи;
     о подписке на печатные издания и об их приобретении;
     об обучении на курсах повышения квалификации;
     о прохождении профессиональной переподготовки;
     об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
     о проведении государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта в соответствии с ч.2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий;
     о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, а также билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
     об оказании гостиничных услуг по месту командирования;
    об осуществлении грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;
    о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;
     о проведении мероприятий по тушению пожаров;
    аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки);
    по договорам ОСАГО владельцев транспортных средств;
    по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
    по договорам (государственным контрактам) о проведении лечения граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, заключаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации с иностранными организациями.

Обращаем Ваше внимание, что до 31 декабря 2021 г. (включительно) приостановлено действие абзаца 2 подпункта «а», подпункта «б» пункта 18 Положения, утв. ПП РФ от 09.12.2017 № 1496, в которых предусматривалось право заказчика устанавливать авансовые платежи в размере, не превышающем 30 % суммы госконтракта (договора).
В 2021 году аванс допустимо устанавливать в увеличенном размере  - до 50 % (см. п.п. 2, 3 ПП РФ от 23.01.2021 № 39).
Кроме того, согласно положениям Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 № 2050 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», в 2021 г. в госконтракты (договоры) допускается включать условие о казначейском обеспечении обязательств, размер которого не должен превышать суммы авансовых платежей по соответствующим госконтрактам (договорам) и лимиты бюджетных обязательств, доведенные в соответствующем году (см. пункт 11 ПП РФ от 09.12.2020 № 2050).
В том случае, если госконтрактом (договором) предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлены авансовые платежи, то выплата авансовых платежей осуществляется поэтапно и в размере, предусмотренном госконтрактом (договором) (см. ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Если госконтракты (договоры) предусматривают отдельные этапы их исполнения и оплаты, то не допускается включать в них условие о выплате авансового платежа на последнем этапе исполнения госконтракта (договора) (см. п. 19 Положения, утв. ПП РФ от 09.12.2017 № 1496).
Исключение составляют госконтракты (договоры), условиями которых предусмотрено казначейское сопровождение средств, полученных на основании таких госконтрактов (договоров), которое осуществляют территориальные органы Федерального казначейства (см. п. 19 Положения утв. ПП РФ от 09.12.2017 № 1496).
При этом, указанные авансовые платежи не могут превышать доведенные лимиты бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ. За нарушение требования предусматривается административная ответственность (см. п. 3 ст. 219 БК РФ, ст. 15.15.10 КоАП РФ).
Также, до 31 декабря 2021  (включительно) приостановлено действие п. 20 Положения, утв. ПП РФ от 09.12.2017 № 1496, которым предусматриваются авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.01.2018 г. № 21-р.
Также следует отметить, что после 1 декабря 2021 года не допускается заключать госконтракты (договоры) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года, по которым предусмотрена выплата аванса или оплата товаров, работ (услуг), в том числе по отдельным этапам их исполнения, со сроком исполнения свыше одного месяца (см. п. 14 Положения, утв. ПП РФ от 09.12.2017 № 1496).
Учитывая вышеизложенное, в настоящее время авансирование по госконтрактам (договорам), заключаемым в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, не отменено, оно возможно в размере, указанном в таблице (как правило, 50 % на строительство, реконструкцию, капремонт, ПИРы), до 31 декабря 2021 года.

Генеральный директор
ООО «Фортис Консалт»
Миклашевская Елена