Законно ли устанавливать в закупке требование о выполнении работы лично с наличием соответствующей лицензии?

Два потенциальных участника пожаловались в УФАС на действия заказчика. УФАС посчитал жалобы частично обоснованными и предписал заказчику устранить нарушения: исключить требование об оказании услуг лично и о наличии у участников собственной лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники. В качестве доводов УФАС привел:
• Предметом закупки является поставка оборудования – вид деятельности нелицензируемый;
• Услуги, предусмотренные техзаданием, являются сопутствующими;
• Поставка товара и услуги по техобслущиванию оборудования являются разными экономическими рынками;
• Исполнитель при отсутствии собственной лицензии мог бы привлечь соисполнителя с лицензией;
• Заказчик обязан руководствоваться формой типового контракта, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.2015 №724н (ред. от 19.08.2020) "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий…».
Заказчик обратился в суд с целью обжаловать незаконные с его точки зрения решения и предписания контролирующего органа. Суды трех инстанций заказчика поддержали и приняли решение об отмене обжалуемых решений и предписаний УФАС по следующим основаниям:
• Форма типового контракта допускает выбор заказчика, как будут оказываться услуги – лично или с привлечением исполнителя;
• Заказчик закупал комплекс неразрывно связанных между собой услуг, а не только поставку оборудования;
• При оказании ряда услуг, предусмотренных техзаданием, у исполнителя должна быть собственная лицензия. Кроме того, так как ответственность перед заказчиком все равно лежит на исполнителе, то привлечение соисполнителя с лицензией не решает вопрос с наличием лицензии у самого исполнителя.
ВС РФ отказал в пересмотре дела Определение ВС РФ от 31.05.2023 №302-ЭС23-7323