Проект масштабных изменений в 44-ФЗ внесен в Госдуму. У Минфина нет возражений к данному законопроекту

По словам инициаторов, эту необходимость породили ковидные ограничения и санкционное давление. Данный пакет поправок стал результатом работы круглого стола в Совфеде, на котором было принято решение о необходимости дальнейшего усовершенствования закупочной системы РФ.
Рассмотрим, что принципиально нового появляется в этом законопроекте:
1. Определить один орган исполнительной власти РФ, уполномоченный на выдачу разъяснений положений 44-ФЗ для формирования единообразной практики, учитывающей цели госполитики. Однако, что таким органом будет именно Минфин России предусмотрено в поправках ко второму чтению совсем другого законопроекта, подготовленному Правительством РФ (№ 547583-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и признании утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части предоставления национального режима при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц), который до сих пор ко второму чтению так никто и не увидел.
2. Только письменная форма договора. Сенаторам кажется, что такая проблема существует и требует незамедлительного решения. Так как ГК РФ предусматривает возможность заключения договора и в устной форме. И «многие заказчики» пользуются «существующим пробелом в законодательстве. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что ГК РФ четко регламентирует форму заключения договора юрлицами между собой и с гражданами. А именно подпунктом 1 пункта 1 статьи 161 ГК РФ установлено, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в письменной форме.
3. Закупки космической отрасли не должны учитываться в общем объеме, от которого считается процент закупок для СМП и СОНКО. Обоснованием для такого решения является большой стоимостной объем таких закупок, но малое количество СМП и СОНКО, работающих в данной сфере.
4. Контрактами, заключенными по результатам совместной закупки, предлагается дать возможность подтверждать опыт в рамках универсальной предквалификации. То есть принимать к расчету необходимо будет не каждый контракт в отдельности, потому как они могут быть мелкими, а их совокупный объем.
5. Исполнение контракта, содержащего сведения гостайны, должно исчисляться с момента, когда сведения о таком контракте включены в специальный (отдельный от общедоступного) реестр. Данное положение призвано исключить ситуации, когда сторонами будет подписан бумажный контракт без проверки достаточности его финансового обеспечения. Что может привести к ситуации, когда у подрядчика (исполнителя, поставщика) появится право требования оплаты из средств бюджета РФ, которые не были предусмотрены.
6. Повышенное обеспечение контракта (10%) в рамках применения обеспечительных мер не применяется, если при проведении процедуры закупки требование об обеспечении контракта не было установлено в принципе.
7. Указание срока и стоимости этапа в извещении при проведении закупки, предполагающей поставку по заявкам заказчика и по единичной расценке, предлагается исключить. Мера весьма разумная, давно назревшая. Сама суть этой процедуры не подразумевает возможности заранее определить, когда и сколько товара заказчику нужно будет поставить.
8. Достаточным подтверждением соответствия требованиям заказчика предлагается сделать ссылку на сайт участника. Если на нем размещены соответствующие сведения и документы в открытых и общедоступных государственных реестрах. Напомним, что такой подход уже был реализован только в рамках закупок по 223-ФЗ.
9. Направление внесенных заказчиком изменений в документацию, включаемых в приглашение к участию в закупке, всем потенциальным участникам, которым изначально направлялось такое приглашение, предлагается сделать обязательным. Так как данные изменения могут повлиять на решение об участии в закупке.
10. Предусмотрен ряд мер по совершенствованию закупок у единственного поставщика. Так, например:
10.1. Допускается закупка разными процедурами одного и того же товара, работы, услуги на сумму и в пределах объемов, предусмотренных п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Дабы исключить из правоприменительной практики контрольных органов такое понятие как «искусственное дробление».
10.2. Предусматривается автоматическое направление в контролирующий орган посредством ЕИС уведомления о заключении контракта с единственным поставщиком в соответствии с п. 6, 6.1, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
10.3. При заключении контракта по результатам процедуры закупки, на которую не было подано ни одной заявки, заказчику дается право составления не только одного протокола разногласий, а также право отказаться от заключения контракта.
10.4. Заключение контракта посредством ЕИС предлагается распространить на все контракты с ед. поставщиком, заключаемые в соответствии с ч. 1 ст. 93 44-ФЗ и др.
11. Менять существенные условия контракта можно будет и если срок его действия 1 год и более (в настоящее время от 3-х лет. Т.е. предлагается сократить). Предлагать эти меры сенаторов вынуждает изменчивая экономическая ситуация и усугубляющееся санкционное давление.
12. Случаи, когда возможно изменять существенные условия контрактов, заключенных с единственным поставщиком, предлагается существенно расширить. И в этом есть логика. В этих случаях все равно есть возможность заключения контракта с тем, кого хочет видеть заказчик. То есть конкуренция все равно не образуется, а потеря времени на новый контракт есть.
13. Органы финконтроля субъектов РФ получат право контролировать муниципальные закупки, где есть хотя бы частичное финансирование (трансферты, субсидии, субвенции) из бюджета такого субъекта РФ.
14. Операторам ЭТП будут направляться решения и предписания по жалобам, даже если они и их действия/бездействия не были предметом рассмотрения.
15. Случаи применения инвестиционных контрактов предлагается расширить. Во-первых, предлагается их заключать не только на промышленную продукцию. Во-вторых, предлагается из заключать даже несколькими заказчиками одного субъекта РФ (централизовано).
Инициаторы этого законопроекта считают данные поправки крайне важными, а их принятие и применение требуют незамедлительным. В связи с чем, законопроектом предусматривается приостановка действия ч. 5 ст. 2 44-ФЗ, запрещающего вводить в действие поправки в 44-ФЗ раньше 01 января следующего после даты принятия законопроекта года.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/667365-8#bh_histras