• Главная
  • Новости
  • Правила приема иностранных работников. Как регистрировать по месту пребывания в нежилых помещениях
30.05.2023

Правила приема иностранных работников. Как регистрировать по месту пребывания в нежилых помещениях

Правила приема иностранных работников. Как регистрировать по месту пребывания в нежилых помещениях
В 2023 году внесены существенные изменения в отношении иностранных работников.
Прежде всего, иностранные работники получили право на бесплатную медицинскую помощь (по ОМС), а работодатель обязанность уплачивать за них соответствующие взносы, а не обеспечивать ДМС (но если в компании принято обеспечивать всех сотрудников ДМС, то и на иностранных граждан это распространяется).
Кроме того, работодатели получили право трудоустраивать иностранцев, являющихся студентами очного отделения в государственных образовательных или научных организациях вне утвержденной Правительством РФ квоты. Т.е. в целях получения образования иностранные студенты оформляют разрешение на временное проживание в РФ или вид на жительство вне зависимости от времени нахождения в России на основании разрешения на временное проживание, что и позволяет им вести трудовую деятельность без разрешения от МВД. Работодателю просто необходимо в трудовом договоре указать реквизиты разрешения на временное проживание в целях получения образования (РВПО).
В остальном правила трудоустройства иностранцев существенных изменений не претерпели. Необходимо помнить, что работодатель обязан:
•    Уведомить МВД в течение трех рабочих дней о заключении трудового договора  с иностранных гражданином  (Приложение 7 к Приказу МВД РФ от 30.07.2020 № 536).
•    Поставить на учет по месту пребывания иностранца, если работодатель обеспечивает такому работнику жилье (ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ).

Рассмотрим подробнее такой сложный вопрос, как регистрация работника-иностранца по мету нахождения организации-работодателя, то есть в нежилом помещении.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, передвижением по территории Российской Федерации, при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18.07.2006 №109-ФЗ (ред. от 27.01.2023) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В силу положений ст. 7 Закона №109-ФЗ постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Согласно ст. 20 Закона №109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания.
Согласно положениям статьи 2 Закона № 109-ФЗ:
•    место жительства иностранного гражданина в РФ (далее - место жительства) – это жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин зарегистрирован в порядке, установленном Законом №109-ФЗ;
•    место пребывания иностранного гражданина в РФ (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (ч. 2 ст. 21 Закона № 109-ФЗ).
•     регистрация иностранного гражданина по месту жительства (далее - регистрация по месту жительства) - фиксация органами миграционного учета сведений о месте жительства;
•    учет иностранного гражданина по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация уполномоченными органами сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания.
Согласно положениям ст. 21 Закона №109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:
1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
Согласно ч. 2 ст. 21 Закона №109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
В Определении Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 №2538-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Молдова Дробота Михаила на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" разъяснено, следующее:
«Закрепляя обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета, федеральный законодатель установил, что постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания, а временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания (ч. 2 и 3 ст. 7 Закона №109-ФЗ).
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых, по общему правилу, принимающей стороной - лицом, у которого иностранный гражданин проживает или осуществляет трудовую деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 1 и подп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона №109-ФЗ).
По смыслу указанных законоположений, возможность постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, являющегося нежилым помещением, допускается в том числе в случае, если принимающей стороной выступает юридическое лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.»
Таким образом, Закон №109-ФЗ допускает регистрацию иностранных граждан по месту пребывания в нежилом помещении. При этом из совокупного анализа норм закона, в т.ч. ст. 21 Закона № 109-ФЗ, полагаем, что речь идет не о любом нежилом помещении, а только о помещении, в котором допускается проживание граждан.
Также в РФ действует Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №115-ФЗ) и Положение о порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 №167, далее – Положение №167).
Согласно ст. 4 Закона №115-ФЗ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу п. 5 ст. 16 Закона №115-ФЗ одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Приглашающая сторона принимает меры по реализации гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашенного иностранного гражданина в период его пребывания в Российской Федерации.
В силу п. 8 ст. 18 Закона №115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны в т.ч. представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения №167 гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя следующих обязательств:
а) предоставление приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также денежных средств, необходимых для выезда из Российской Федерации иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в Российской Федерации;
б) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
в) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи;
г) жилищное обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Здания и сооружения должны эксплуатироваться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением) (ч. 1 ст. 55.24 ГрК РФ).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее - Положение №47).
Согласно п. 4 Положения №47 жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Пунктом 12 Положения от 28.01.2006 №47 предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Согласно п. 5.6. Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» (утв. Постановлением Правительства Москвы от 27.10.2015 №692-ПП (ред. от 08.02.2022) «О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, признании нежилых помещений жилыми помещениями, пригодными для проживания»..) рассмотрение вопросов и принятие решений Комиссии о признании нежилого помещения жилым помещением, пригодным для проживания, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47 путем определения соответствия нежилого помещения требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Согласно п. 2 ст.23 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.
Суды, ссылаясь на п. 2 ст. 23 Закона №52-ФЗ, признают незаконным временно проживание консьержей в помещениях консъержных в жилых домах (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.06.2019 по делу №33-23057/2019).
Из приведенных норм следует, что приглашающая сторона обязана была принять меры по жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина в период его пребывания в РФ, а именно предоставить ему пригодное для постоянного проживания жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Предоставление для проживания помещения, приспособленного для проживания, но не являющегося жилым помещением, признаваемым таковым в соответствии действующим законодательством, признается на практике нарушением - непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации – и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 5 ст. 18.9. КоАП РФ), что подтверждается также судебной практикой (дело №А33-11193/2014).
Действующим законодательством специальной ответственности для лиц, проживающих в нежилом помещении, не установлено. Однако лица, использующие нежилые помещения для проживания граждан (собственники, арендаторы), могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 6.4 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта).
Так, например, в ходе проверки уполномоченных органов установлено, что юридическое лицо-арендатор нежилого помещения на первом и втором этажах здания фактически обустроило нежилое помещение под общежитие. Суд пришел к выводу, что данные действия являются нарушением ст. 11 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения №52-ФЗ от 30.03.1999 г., п. 1.4 СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений", ответственность за которые предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ (Решение Московского городского суда от 30.01.2014 по делу №7-309/2014).
Кроме того, организация проживания в нежилом помещении, не предназначенном для этих целей, является нарушением условий Договора аренды и может повлечь как наложение штрафных санкций на арендатора, так и досрочное расторжение договора аренды (ст. 619 ГК РФ).
Исходя из положений норм статей 15, 16, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, номера гостиниц, комнаты в общежитии к жилым помещениям не относятся, однако предназначены для временного проживания граждан. Так, суды (дело №А41-16312/12 ) пришли к выводу, что переданные по сделкам помещения, собственниками которых являются общества, расположены в здании мотеля и являются нежилыми помещениями, отнесение указанных объектов недвижимости к категории нежилых помещений не означает невозможность временного проживания в них граждан, указанные помещения относятся к категории объектов, предназначенных для временного проживания и соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к условиям проживания граждан.
С учетом изложенного, приходим к выводу, что прямо выраженное в договоре аренды нежилого помещения согласие арендодателя на проживание иностранных граждан (сотрудников арендатора) в нежилом помещении, также создает риски для собственника помещения, которое не предназначено ни для постоянного, ни для временного проживания в нем.
Обращаем внимание, что по смыслу действующего законодательства о миграционном учете, если принимающей стороной является юридическое лицо, оно вправе поставить иностранного гражданина на миграционный учет, как по месту его фактического проживания , так и по своему юридическому или фактическому адресу, что не освобождает его как принимающую сторону обеспечить иностранца жильем (Постановление №5-1037/2014 от 10 апреля 2014 г.).

Резюмируем:
1.    Согласно п. 2 ст.23 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.
2.    Закон № 109-ФЗ допускает регистрацию иностранных граждан по месту пребывания в нежилом помещении (при этом из совокупного анализа норм закона, в т.ч. ст. 21 Закона № 109-ФЗ, полагаем, что речь идет не о любом нежилом помещении, а только о помещении, в котором допускается проживание граждан).
3.    Закон № 109-ФЗ обязывает приглашающую сторону принять меры по жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина в период его пребывания в РФ, а именно предоставить ему пригодное для постоянного проживания жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
4.    Предоставление для проживания помещения, приспособленного для проживания, но не являющегося жилым помещением, признаваемым таковым в соответствии действующим законодательством, признается на практике нарушением:
•    непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации – и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 5 ст. 18.9. КоАП РФ), что подтверждается также судебной практикой (дело №А33-11193/2014).
•    нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ) -  наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
•    нарушение условий Договора аренды и может повлечь как наложение штрафных санкций на арендатора, так и досрочное расторжение договора аренды (ст. 619 ГК РФ).
5.    Прямо выраженное в договоре аренды нежилого помещения согласие арендодателя на проживание иностранных граждан (сотрудников арендатора) в нежилом помещении, также создает риски для собственника помещения, которое не предназначено ни для постоянного, ни для временного проживания в нем.
6.    По смыслу действующего законодательства о миграционном учете, если принимающей стороной является юридическое лицо, оно вправе поставить иностранного гражданина на миграционный учет, как по месту его фактического проживания, так и по своему юридическому или фактическому адресу, что не освобождает его как принимающую сторону обеспечить иностранца жильем