• Главная
  • Новости
  • НАЛИЧИЕ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ЛИЦЕНЗИЙ У ЛИДЕРА КОНСОРЦИУМА (КОЛЛЕКТИВНОГО УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ)
26.05.2021

НАЛИЧИЕ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ЛИЦЕНЗИЙ У ЛИДЕРА КОНСОРЦИУМА (КОЛЛЕКТИВНОГО УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ)

НАЛИЧИЕ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ЛИЦЕНЗИЙ У ЛИДЕРА КОНСОРЦИУМА (КОЛЛЕКТИВНОГО УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ)
Вопрос: Победителем конкурса является консорциум. Договор заключен с лидером консорциума. Указанный договор в составе работ имеет – монтаж оборудования, требующий наличия у исполнителя лицензии Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), на эксплуатацию радиационных источников, комплексов, в которых содержатся радиоактивные вещества, расположенные вне территории ядерной установки. Лидер консорциума данной лицензии не имеет.
На этот случай договором предусмотрено: В случае привлечения Поставщиком к выполнению таких работ сторонней организации, Поставщик предоставляет Покупателю полный комплект надлежаще оформленных и заверенных документов, подтверждающих взаимоотношения сторон, а именно: договор, надлежаще оформленные первичные бухгалтерские документы, лицензии исполнителя, список сотрудников привлеченной организации, производящих работы, с подтверждением допуска указанных сотрудников.
Участник консорциума, планируемый к выполнению работ по монтажу, имеет все необходимые для этого лицензии, допуски и разрешения.
Возможно ли наличие указанной лицензии только у непосредственного исполнителя работ по монтажу оборудования, а не у лидера консорциума?

Ответ: В соответствии с абз. 4 ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии, Федеральный закон № 170-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
В силу абз. 8 ст. 26 Закона об использовании атомной энергии любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.
Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 N 280 (далее - Положение).
В силу пункта 7 Положения лицензия не подлежит передаче другому лицу, ее действие не распространяется на других лиц, осуществляющих деятельность совместно с лицензиатом, в том числе по договору о сотрудничестве, а также на юридических лиц, одним из учредителей которых является лицензиат.
Соответствующие лицензии требуются не только от организации, заключившей договор непосредственно с эксплуатирующей организацией, но и всем последующим подрядным и субподрядным организациям, привлеченным ими для выполнения работ.
Данный вывод подтверждается также судебной практикой (например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2020 г. N 09АП-11504/2020 по делу № А40-264224/19).
На основании изложенного, поскольку лидер консорциума является стороной Договора и планирует привлекать субподрядчиков для проведения работ по монтажу и пусконаладке оборудования, для заключения такого Договора, в  силу ст. 26 Закона об использовании атомной энергии, у лидера консорциума должна быть в наличии соответствующая лицензия.
Особенно, если при участии в закупке между лидером консорциума и исполнителем не было заключено Соглашение о коллективном участии в закупке с  Планом распределения видов и объемов работ, согласно которому монтажные работы (включая пуско-наладочные и прочие виды работ согласно Договору) должен выполнять исполнитель.
Согласно п.3.3. раздела 3 «Специальные требования и условия» Условий действия лицензии, при осуществлении разрешенных видов деятельности, а также при получении или предоставлении услуг в ОИАЭ, при приобретении, поставке или сдаче в аренду ИИИ, лицензиату запрещается взаимодействовать с юридическими лицами, не имеющими лицензий Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности в ОИАЭ.
На основании изложенного, для заключения субоподрядных договоров на поставку и монтаж Оборудования, лицензии Ростехнадзора должны быть у всех подрядных и субподрядных организаций, заключивших договор на выполнение работ по монтажу и пусконаладке Оборудования.
Требования к составу комплекта документов для получения лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям установлены в п. 10 Приложения № 3 Приказа Ростехнадзора от 08.10.2014 N 453 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии".
Согласно п. 13 вышеуказанного Административного регламента срок предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии без учета сроков организации и проведения экспертизы представленных соискателем лицензии/лицензиатом документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов и (или) заявленной деятельности, а также при условии своевременного представления федеральными органами исполнительной власти документов, запрошенных Ростехнадзором в рамках предоставления государственной услуги, не должен превышать 95 рабочих дней.
Обращаем Ваше внимание, что согласно ст. 14.1 КоАП предусматривается административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии):
«2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой».
Статьей 61 Федерального закона №170-ФЗ предусматривается ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности, эксплуатирующих организаций, организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций, организаций, осуществляющих деятельность с использованием радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, работников ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, работников организаций, осуществляющих иную деятельность в области использования атомной энергии, а также граждан за нарушение законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии. Нарушение должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности, эксплуатирующих организаций, организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций, организаций, осуществляющих деятельность с использованием радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, работниками (в том числе командированными) ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, работниками (в том числе командированными) организаций, осуществляющих иную деятельность в области использования атомной энергии, а также гражданами законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. К числу таких нарушений относятся: проведение работ на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения, а также обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами без указанного разрешения.