• Главная
  • Новости
  • Изменение цены госконтракта ввиду существенного роста цен на строительные ресурсы
11.06.2021

Изменение цены госконтракта ввиду существенного роста цен на строительные ресурсы

Изменение цены госконтракта ввиду существенного роста цен на строительные ресурсы
Вопрос: в конце 2020 - начале 2021 г. произошло существенное увеличение цены строительных материалов, необходимых для исполнения контракта на выполнение работ по строительству объекта: цена арматуры, металлических конструкций существенно возросла (на  30% от цен, которые были на момент заключения госконтракта).
Вправе ли исполнитель по государственному контракту обратиться к Заказчику с требованием о пересмотре цены госконтракта  в связи с существенным увеличением цены строительных материалов (ст. 709 ГК РФ), если такое изменение не предусмотрено контрактом? Какая практика рассмотрения таких обращений по госконтрактам?
Если пересмотр цены возможен, то какие действия может предпринять исполнитель для изменения цены контракта?
Ответ: Положения ст. 709 ГК РФ в данном случае не являются основанием для изменения цены Контракта. А с учетом положений п. 6 ст. 451 ГК РФ исполнитель не вправе требовать расторжения Контракта в связи с отказом заказчика от увеличения цены по ст. 709 ГК РФ, поскольку данное право контрактом не предусмотрено, а также от права требовать расторжения Контракта при отказе заказчика от увеличения цены в связи с удорожанием материалов.
Закон о контрактной системе на сегодняшний день не содержит прямых оснований для увеличения цены Контракта по соглашению сторон в связи с удорожанием стоимости строительных материалов. Инфляционное изменение стоимости материалов без изменения иных обстоятельств, влекущих невозможность исполнения госконтракта по независящим от сторон обстоятельствам, как правило, расценивается в судебной практике как предпринимательский риск подрядчика.
При этом, с учетом официальной позиции органов государственной власти от 10.06.2021, изложенной в совместном Письме Минфина России (№ 26-06-06/45785), Минстроя России (№ 24044-АП/09) и ФАС России (№ ПИ/47490/21) и положений  п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, исполнитель государственного контракта на строительство вправе подготовить письменное обоснование возникновения независящих от сторон Контракта обстоятельств - существенного изменения стоимости ценообразующих строительных ресурсов и связанной с этим невозможности исполнения Контракта, и обратиться к заказчику с предложением заключить дополнительное соглашение об увеличении стоимости Контракта (не более 30 % от цены Контракта).  В случае признания доводов исполнителя обоснованными, Заказчик может обратиться в Правительство РФ с предложением о внесении изменений в ФЦП в части увеличения выделенного финансирования. При условии внесения изменений в ФЦП стороны смогут заключить дополнительное соглашение об увеличении цены Контракта  в пределах выделенных на строительство средств.
Дополнительно обращаем внимание, что на наш взгляд, перспектива доказывания факта невозможности исполнения Контракта в связи с существенным удорожанием стоимости ценообразующих строительных ресурсов является сомнительной. Судебная и административная практика по данному вопросу в настоящее время отсутствует. Мы не можем исключать существующие риски для сторон Контракта, связанные возможными претензиями контролирующих органов и последствиями заключения такого дополнительного соглашения об увеличении цены Контракта в виде его недействительности. Окончательная оценка всех обстоятельств, в случае возникновения спора, остается за судом, который с учетом положений ст. 71 АПК РФ оценивает совокупность обстоятельств по своему внутреннему убеждению.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Согласно п. 6 ст. 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
В то же время, по общим нормам ГК РФ при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ (ст. 709 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 744 ГК РФ подрядчик вправе требовать в соответствии со статьей 450 ГК РФ пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 %.
Таким образом, существенное возрастание стоимости материалов и оборудования по общему правилу позволяет подрядчику требовать пересмотра сметы, а в случае отказа заказчика от пересмотра – потребовать расторжения договора в судебном порядке.
Однако правила изменения условий госконтрактов имеют свою специфику.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Общее правило изменений государственных контрактов определяется в ст. 767 ГК РФ: изменения условий госконтракта, не связанные с уменьшением лимитов бюджетных обязательств, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
В свою очередь, Закон № 44-ФЗ запрещает изменять условия госконтракта и устанавливает исключительные случаи, когда изменения возможны (п. 2 ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Согласно ст. 34 Закона о контрактной системе, ч.1 ст. 766 ГК РФ, существенными условиями контракта являются в том числе: цена, сроки, качество работ, гарантии качества работ, надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту в период действия Контракта. Изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Закона о контрактной системе.
Исходя из положений ст. 95 Закона о контрактной системе, условия Контракта могут изменяться по соглашению сторон только в следующих случаях:
- при уменьшении ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств, приводящем к невозможности исполнения бюджетных обязательств (п. 6 ст. 161 БКРФ). При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
-  если при исполнении контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства РФ (изменение цены и/или срока возможно не более, чем на 30 %) (п.8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
- если контракт, по независящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, на сегодняшний день Закон о контрактной системе не содержит прямых оснований для увеличения цены Контракта по соглашению сторон в связи с удорожанием стоимости строительных материалов. Инфляционное изменение стоимости материалов без изменения иных обстоятельств, влекущих невозможность исполнения госконтракта по независящим от сторон обстоятельствам, как правило, расценивается в судебной практике как предпринимательский риск подрядчика.
Положения ст. 709 ГК РФ в данном случае не являются основанием для изменения цены Контракта. А с учетом положений п. 6 ст. 451 ГК РФ  исполнитель не вправе требовать расторжения Контракта в связи с отказом заказчика от увеличения цены по ст. 709 ГК РФ, поскольку отказалось от использования данного права, а также от права требовать расторжения Контракта при отказе заказчика от увеличения цены в связи с удорожанием материалов.
Однако вопрос изменения стоимости государственных контрактов в связи с существенным удорожанием строительных ресурсов в настоящее время крайне актуален и государственные органы находятся в поиске оптимального решения данного вопроса. Так, в 2021 году Правительством РФ был внесен в Госдуму РФ законопроект, которым было прямо предложено разрешить вносить изменения в госконтракты (в пределах 30 % стоимости и сроков) в связи с существенным изменением стоимости одной и (или) более позиций ценообразующих строительных ресурсов, если это привело к изменению общей стоимости строительства более чем на 5 % и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий стало невозможно. Минфин выступил против данного законопроекта.
При этом 10.06.2021 в совместном Письме Минфина России (№ 26-06-06/45785), Минстроя России (№ 24044-АП/09) и ФАС России (№ ПИ/47490/21) изложена официальная позиция о том, что, в случае существенного изменения стоимости позиции ценообразующих строительных ресурсов, допускается увеличить цену Контракта в пределах 30 % от первоначальной путем заключения дополнительного соглашения, но только при соблюдении совокупности условий, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ:
- письменного обоснования возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств (в данном случае - существенного изменения стоимости позиции ценообразующих строительных ресурсов), влекущих невозможность исполнения Контракта,
- наличие решения соответствующего высшего органа исполнительной власти (в данном случае -решения Правительства РФ).
С учетом положений ст. 95 Закона о контрактной системе и вышеуказанного Письма, письменное обоснование возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств - существенного изменения стоимости позиции ценообразующих строительных ресурсов, влекущих невозможность его исполнения, на наш взгляд, должно подтверждаться в том числе:
- доказательствами удорожания стоимости ценообразующих строительных ресурсов, предусмотренных Контрактом,
- расчетом удорожания в сравнении с ценами, предусмотренными Контрактом,
-расчетом доли таких «удорожавших» строительных ресурсов в общей стоимости Контракта,
- расчетом убытков исполнителя при исполнении Контракта по цене Контракта без учета удорожания,
- другими доказательствами невозможности исполнения Контракта.
Данное письменное обоснование следует направить заказчику с предложением заключить дополнительное соглашение об увеличении стоимости Контракта (не более 30 % от цены Контракта) со ссылкой на п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и приложением проекта  дополнительного соглашения.
Согласно п. 2 ст. 72 БК РФ государственные контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Заказчик, рассмотрев предложение исполнителя, в случае признания его обоснованным, вправе обратиться в Правительство РФ с предложением о внесении изменений в указанную ФЦП в части увеличения выделенного финансирования. Заключение дополнительного соглашения об увеличении цены Контракта  будет возможно при условии внесения изменений в указанную ФЦП и в пределах выделенных на строительство средств.
Дополнительно обращаем внимание, что на наш взгляд, перспектива доказывания факта невозможности исполнения Контракта в связи с существенным удорожанием стоимости ценообразующих строительных ресурсов является сомнительной. Судебная и административная практика по данному вопросу в настоящее время отсутствует. Мы не можем исключать существующие риски для сторон Контракта, связанные возможными претензиями контролирующих органов и последствиями заключения такого дополнительного соглашения об увеличении цены Контракта в виде его недействительности. Окончательная оценка всех обстоятельств, в случае возникновения спора, остается за судом, который с учетом положений ст. 71 АПК РФ оценивает совокупность обстоятельств по своему внутреннему убеждению.

Руководитель отдела
Правовой поддержки бизнеса
ООО «ФортисКонсалт»
Татьяна Гончаревская