02.02.2021

Изменение порядка оплаты по госконтракту

Изменение порядка оплаты по госконтракту
Имеет ли заказчик возможность по обращению исполнителя внести изменения в порядок оплаты по уже  заключенному гос контракт у, в частности предусмотреть условие о  зачете раннее выплаченного аванса в счет оплаты выполненных работ за отчетный период пропорционально размеру полученного аванса?

Заключение и исполнение государственного контракта регламентируется нормами Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ).
Согласно положениям ст. 767 ГК РФ изменения условий гос.контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон, не связанные с уменьшением средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, допускаются в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Частью 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ установлен прямой запрет на изменение условий госконтракта при его заключении и исполнении, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (ст. 34 и ст. 95). Статья 95 Закона № 44-ФЗ также исходит из общего запрета изменять существенные условия госконтракта и предусматривает исключительные случаи, когда такое изменение возможно.
Согласно положениям ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Согласно ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено требование о включении в контракт обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Таким образом, порядок оплаты является существенным условием госконтракта и его изменение допускается только в случаях, предусмотренных законом.

Законом прямо не предусмотрена возможность изменения порядка оплаты по госконтракту.
    
При этом исходя из положений ст. 95 Закона № 44-ФЗ, внесение изменений в Контракт возможно в следующих случаях:
- при уменьшении ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетных обязательств (п. 6 ст. 161 БКРФ). При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
-  если при исполнении контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений (п.8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
- если контракт, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);

Следовательно, изменение Контракта в части порядка оплаты возможно только в случае уменьшения ранее доведенных ЛБО или если возникли независящие от сторон Контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (п. 6 и п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) и при условии обоснования причинно-следственной связи между уменьшением ранее доведенных ЛМО или возникновением независящих от сторон Контракта обстоятельств, влекущим невозможность его исполнения, и необходимостью изменения порядка оплаты. При этом во втором случае потребуется письменное обоснование такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации.
ВЫВОД: Стороны Контракта вправе изменить порядок оплаты по Контракту только по соглашению сторон и только в двух случаях:
1. в случае уменьшения ранее доведенных ЛБО, в результате которого невозможно исполнить бюджетные обязательства на прежних условиях;
2. если возникли независящие от сторон Контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения при наличии письменного обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации.
Однако на практике обосновать, что уменьшение ЛБО или возникшие независящие от сторон обстоятельства влекут необходимость изменить именно порядок оплаты в части способа погашения аванса доказать будет крайне сложно. При отсутствии законных оснований для заключения дополнительного соглашения об изменении порядка погашения аванса и соответствующего обоснования, дополнительное соглашение будет являться недействительным.
Так, в феврале 2020 года по иску прокурора решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-20097/2019  было признано недействительным (ничтожным) дополнительное соглашение к контракту, которым стороны изменили порядок погашения аванса на пропорциональное. Решение Арбитражного суда Ульяновской области проверено судами вышестоящих инстанций, которые подтвердили его законность.
Признавая такое соглашение недействительным, суды, ссылаясь на нормы ст.ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ, отметили, что действующее гражданское законодательство содержит императивную норму о неизменности условий государственного или муниципального контракта на выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, прямо установленных законом, и заключение такого соглашения об изменении порядка оплаты является грубым нарушением требований Закона № 44-ФЗ. По мнению судов, стороны контракта фактически предусмотрели длительное пользование подрядчиком авансовых средств с одновременным наступлением обязательств заказчика по оплате выполненных работ, которые изначально должны были оплачиваться за счет аванса. Произвольное изменение сторонами порядка оплаты контракта влечет нарушение интересов иных участников конкурсных процедур, которые могли бы предложить более выгодные условия выполнения публично значимых работ в рамках фактически более выгодного для исполнителя порядка их оплаты.
В свою очередь, недействительное соглашение не влечет правовых последствий, что означает, что получить оплату по нему будет невозможно. Кроме того, заказчик, изменив условия Контракта в нарушение закона, будет привлечен к административной ответственности.  

Руководитель отдела
Правовой поддержки бизнеса
ООО «ФортисКонсалт»
Татьяна Гончаревская