• Главная
  • Новости
  • Госзакупки проектных работ или почему не получается строить в соответствии с проектом
06.03.2021

Госзакупки проектных работ или почему не получается строить в соответствии с проектом

Госзакупки проектных работ или почему не получается строить в соответствии с проектом
На сегодняшний день контрактная система и госзакупки в целом считаются одним из самых  быстроизменяющихся секторов российской экономики. Только за два года (2019 – 2020гг), в Закон о контрактной системе внесено 19 поправок,  при этом, большая часть этих изменений была направлена на совершенствование закупок в строительной сфере.
За эти два года, полностью изменился подход к закупке строительных работ:
- стало «легче» проводить аукционы на выполнение работ по строительству, достаточно только согласие на участие в аукционе,
- изменились дополнительные требования к участникам закупок строительных работ и теперь соответствие таким дополнительным требованиям проверяет оператор электронной площадки,
- появился специальный порядок определения начальной (максимальной) цены контракта строительных работ, Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр ,
- оплата работ по строительству и реконструкции теперь должна осуществляться иначе, а именно согласно смете контракта, которая составляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией сметных нормативов из федерального реестра и без использования сметных цен строительных ресурсов (методика утв. Приказом 841/пр);
- появились новые случаи, когда можно изменить существенные условия строительных контрактов (теперь возможно продлить срок, если сроки нарушены по вине подрядчика и увеличить цену контракта на 30%, если потребовалось доработать проектную документацию),
- и самые долгожданные изменения строительного сообщества - стройка исключена из «аукционного перечня» и появление нового строительного электронного конкурса.

К сожалению, перечисленные изменения не решают всех проблем в закупке строительных работ, проблемные вопросы, мешающие подрядчикам добросовестно конкурировать в закупочных процедурах и надлежащим образом исполнять заключаемые госконтракты, остаются. На рынке по-прежнему много недобросовестных подрядчиков, необоснованно снижающих цены на торгах (цена остается решающим фактором и в аукционах (значимость цены 100%) и в конкурсах (значимость цены 60%)), конкурировать с которыми добросовестный подрядчик не способен.
Однако, не смотря на все имеющиеся несовершенства закупок строительных работ, мы видим, что работа по их совершенствованию законодателем активно ведется, чего не скажешь про закупки проектных работ, которые почему-то, на мой взгляд, оказались забытыми. А ведь именно проектная документация является основной составляющей любого строительства.
К сожалению, практика последних лет показывает, что большая часть проблем в строительстве связана с низким качеством проектных работ.
Связано это, в том числе, с наличием большого количества неурегулированных вопросов в закупках проектных работ.

Проблема 1: низкое качество задания на проектирование
В соответствии с нормами Закона о контрактной системе при проведении закупки, заказчик обязан описать объект закупки,  т.е. включить в состав закупочной документации техническое задание (задание на проектирование). Впоследствии, техническое задание является для подрядчика обязательным документом при выполнении проектных работ. Причем даже в том случае, если техническое задание содержит какие-либо ошибки, этот документ носит для подрядчика обязательный характер, и он не вправе отклоняться от его выполнения без согласия заказчика.
К сожалению, заказчик далеко не всегда обладает специальными знаниями для грамотного и безошибочного составления задания на проектирование и как результат ошибки начинаются уже с этого момента.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 716 ГК РФ, Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленной технической документации. Однако, как следует из судебной практики, если для установления факта непригодности технической документации необходимы специальные познания, а проведение экспертизы законом или договором не предусмотрено, подрядчик не обязан выявлять и уведомлять заказчика о такой непригодности.
И получается, не качественно подготовленное  задание на проектирование, приводит к разработке такой проектной документации, по которой нет шансов успешно провести строительство без корректировки проектной документации.

Проблема 2: отсутствие надлежащей предварительной квалификации при закупке проектных работ электронным аукционом

Предварительная квалификации (дополнительные требования) в аукционах на проектирование появилась только летом прошлого года и в настолько «сыром» виде, что сложно назвать данный механизм эффективным и результативным.
С июля 2020 года для участия в закупках по проектированию и (или) инженерным изысканиям свыше 10 млн. рублей (5 млн. рублей для нужд субъектов РФ, муниципальных нужд) требуется наличие опыта в размере не менее 20 % от НМЦК по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий за 5 лет, при этом такой опыт достаточно подтвердить: любым контрактом, как заключенным по Закону № 44-ФЗ, № 223-ФЗ, так и коммерческим, достоверность которого определить невозможно, и актом выполненных работ.
При этом, подписанный со стороны Заказчика Акт выполненных работ, на мой взгляд, не свидетельствует о качестве выполненных  проектных работ и вот почему:
Во-первых, Заказчик не обладает специальными знаниями в сфере изысканий, проектирования, а поэтому и не может достоверно засвидетельствовать факт надлежащего выполнения работ, их соответствие установленным требованиям технических регламентов, строительных норм и пр. Поэтому, приемка и проведение экспертизы результатов выполненных работ по контрактам на проведение инженерных изысканий, проектирование, выполненные самим Заказчиком несет большой риск приемки некачественно спроектированного объекта.
Во - вторых, неизвестно сколько раз после подписания Акта выполненных работ Заказчиком такой проект дорабатывался и получено ли по нему вообще заключение Главгосэкспертизы.
На мой взгляд, в качестве документов подтверждающих опыт, по аналогии с разрешением на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в стройке должно быть закреплено предоставление копии положительного заключения Главгосэкспертизы.
Казалось бы, проблему недоработанного механизма предквалификации по аукциону, можно было бы решить, проведя закупку проектных работ процедурой конкурса, где помимо стоимостного критерия, можно более тщательно оценивать участников, их опыт, квалификацию, обеспеченность трудовыми и материально техническими ресурсами.
Но и здесь мы сталкиваемся с определенными недоработками контрактной системы.

Проблема 3: цена контракта является решающим фактором при выявлении победителя закупки электронным конкурсом.
Правила оценки заявок участников по конкурсу определены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, которое в том, числе утверждает предельные величины значимости критериев оценки.
Для проектных работ, значимость цены составляет 60 % и только 40 % остается на квалификацию участника, т.е. цена контракта по-прежнему, является решающим фактором при выявлении победителя.
При этом, учитывая, что обязательная предквалификация по конкурсам отсутствует, получается, что принять участие в конкурсе на проектирование может любая компания, не обладающая даже минимальным опытом выполнения аналогичных работ. И в случае подачи ею ценового предложения с достаточно большим снижением такая компания может стать победителем, проиграв по критерию «квалификация» (40% значимости), но выиграв по критерию «цена контракта» (60% значимости).
Интересно заметить, что для отдельных видов работ, услуг, правительство устанавливает более адекватную значимость цены, например значимость цены в закупках аудиторских услуг всего 30%,  при оказании услуг специализированной организации  - 40 %.
Наверное, по мнению правительства, перечисленные услуги имеют большее значение для государства, чем безопасность строящихся объектов.  

Проблема 4:  отсутствие в штате организаций квалифицированного персонала
Частью 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса определены минимальные требования к членам саморегулируемой организации, в том числе к наличию у них не менее чем двух специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), сведения о которых включены в национальные реестры специалистов.
В некоторых компаниях, на этом штат квалифицированного персонала и ограничивается.
При проведении конкурса Заказчик может оценивать обеспеченность участника трудовыми ресурсами, казалось бы, логично оценивать надежность компании по уровню квалификации и опыту работы ее сотрудников ведь количество дипломированных сметчиков, архитекторов, инженеров в штате организации, так или иначе, говорит о профессионализме подрядчика.
Но, по сложившейся на данный момент практике контролирующего органа,  требование о наличии сотрудников именно в штате организации, работающих по трудовому договору ограничивает  конкуренцию, потому как исключает возможность привлекать специалистов на основании договоров ГПХ.
И этот факт, снова выравнивает шансы победы в конкурсе добросовестных Подрядчиков, которые создают рабочие места, оплачивают меры по сохранению коллектива (соцпакет, материальная и не материальная мотивация, отпуск и другие соцгарантии), обучают своих специалистов, тратя на это немалые деньги, перед компаниями, которые  привлекают квалифицированные кадры по договору ГПХ лишь для участия в конкурсе.

Проблема 5:  отсутствие обязанности субподрядчиков быть членами СРО.
В соответствии с Градостроительным кодексом (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст.48,  ч. 2 ст. 52 ГрК)  выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ строительных работ по договору с застройщиком, техническим заказчиком должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Вышеуказанными нормами также закреплено следующее исключение: если договоры на работы по выполнении инженерных изысканий, работы по подготовке проектной документации и строительные работы заключаются с иными лицами, то работы по данным договорам могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Таким образом, получается, что субподрядчики не обязаны состоять в СРО, а Заказчики, включая данное требование в документацию о закупках, нарушают действующее законодательство, что подтверждается практикой антимонопольных органов.
Рассмотрим, ситуацию, когда Заказчик одновременно осуществляет закупку на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации.
Правомерность объединения в один лот таких закупок уже не вызывает споры, так как нормами ГрК РФ прямо предусмотрено, что договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий.
Однако следующим возникает вопрос в установлении обязательных требований к участнику закупок:
Минстрой считает, что подрядчик по договору на подготовку проектной документации и на инженерные изыскания должен состоять одновременно в двух СРО: в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.
А вот практика большинства контролирующих органов имеет позицию отличную от позиции Минстрой, и сводится к тому, что требование членства одновременно двух СРО является избыточным и ограничивающим конкуренцию.
То есть, получается, организация, имеющая исключительно членство в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и ставшая победителем закупки на выполнение работ по инженерным изысканиям и проектированию:
а) будет проводить инженерные изыскания, самостоятельно не имея при этом правовых оснований с точки зрения ГрК;
б) вправе привлечь субподрядчика на выполнение инженерных изысканий, но при этом такой субподрядчик также не обязан быть членом СРО в соответствии с ГрК.
Соответственно выполнение инженерных изысканий организацией, не являющейся членом СРО,  повышает риски некачественного выполнения изысканий, что приводят к недостоверности их результатов, что в свою очередь оказывают негативное влияние на принятие проектных решений. В том числе, влияющих на стоимость строительства и безопасность строящихся объектов.

Безусловно, приведенный перечень проблем не является исчерпывающим, и его можно продолжить, это
и наличие неурегулированных системных вопросов в отношениях государства, проектировщиков и изыскателей (отсутствие стадийности проектирования, жесткие требования к наличию разделов проектной документации для всех объектов и др.),
и низкий уровень подготовки кадров, в том числе низкая квалификация застройщиков и заказчиков, отсутствие разумной ценовой политики в отношении проектно-изыскательских работ,
и несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической базы проектирования, методологии и технологии проектирования,
и несовершенство института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по причинам отсутствия однозначно установленной доказательной базы,
и несовершенство механизмов, обеспечивающих своевременное включение инноваций в документы технического регулирования строительной отрасли.

В качестве заключения, хотелось бы отметить, что успешное строительство, безопасность возводимых строительных объектов в первую очередь зависит от качественно проведенных инженерных изысканий и разработанной на их основе проектной документации. На данный момент в закупочной системе  большие пробелы в данной сфере.
В 2020 году Нострой совместно с РСС проводили опрос среди строительных компаний с целью выявления проблемных моментов, мешающих им участвовать в строительных торгах. По результатам опроса, мы получили не утешительные цифры:
- 12,4% подрядчиков отказываются от участия в закупке строительных работ, по причине некачественной проектной документации,
- 44,9% подрядчиков сталкивались с невозможностью исполнить контракт без внесения изменений в ПСД.
В связи с чем, очень бы хотелось посоветовать законодателю, перестать бороться со следствием (совершенствовать процедуру закупку строительных работ), а заняться обратить внимание на причину сложившейся ситуации.

Главный менеджер
ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»
Кособокова Екатерина