13.02.2021

ФАС создает препятствия нормальной деятельности заказчика

ФАС создает препятствия нормальной деятельности заказчика
В очередной раз Верховному Суду пришлось напомнить ФАС о пределах ее полномочий. Так в определении № 305-ЭС20-18251 экономколлегии в сфере закупок была рассмотрена практика проверки ФАС России любых условий участия в закупке при внеплановой проверке заказчика, на которые при этом участник закупки не жаловался. И Суд обратил внимание, что ФАС при рассмотрении дел не может оценивать и признавать незаконными условия участия в закупке без учета того, нарушаются ли этими условиями хоть какие-либо права участника закупки.
«предъявляя претензии к закупочной документации учреждения при том, что вмененные заказчику нарушения не способны повлиять на итоги проведения закупки и нарушить права кого-либо из лиц, участвовавших в закупке, антимонопольный орган действовал вопреки публично-правовым целям механизма защиты прав участников закупки, установленного главой 6 Закона № 44-ФЗ, и создал необоснованные препятствия нормальной деятельности заказчика»

Напомним, что такие решения ФАС, в которых «при внеплановой проверке» выявляются нарушения, абсолютно никак не влияющие на права участника или даже на конкуренцию в принципе, но при этом делающие невозможным провести закупку в срок, - очень частое решение в госзакупках.
На необходимость вводить ответственность для сотрудников ФАС за необоснованные и признаваемые судом незаконными решения указывают многие заказчики. Однако ее до сих пор нет. Вместе с тем, никто не озадачивается посчитать, какой ущерб приносит государству и экономики страны такая неквалифицированная, а иногда и просто зловредная работа органа, наделенного весьма широкими полномочиями при отсутствии какой-либо ответственности.
Полагаем, что заказчикам и/или победителям закупок, которые не могут заключить контракт и выполнить своевременно государственную функцию из-за подобных действий ФАС надо чаще обращаться в суд за взысканием ущерба и компенсацией причиненных убытком.