• Главная
  • Новости
  • Принят закон, упрощающий, на взгляд разработчиков, систему госзакупок
11.07.2021

Принят закон, упрощающий, на взгляд разработчиков, систему госзакупок

Принят закон, упрощающий, на взгляд разработчиков, систему госзакупок
Так называемый «второй оптимизационный пакет» поправок в 44-ФЗ принят. 02 июля подписан 360-ФЗ. Работа над этим законом велась с конца 2019 года.  Его положения вступят в силу с 01 января 2022 года.

Попробуем структурировать или сегментировать внесенные изменения.
Во-первых, существенно сокращаются виды закупочных процедур. Вместо ранее существовавших 11 видов, теперь будет только три:
    Открытый конкурс
Он сохраняет в себе предквалификацию по 99 постановлению Правительства РФ. Что делает существование конкурса с ограниченным участием бессмысленным.
Предусмотрена возможность проведения предварительных переговоров на этапе планирования закупки, когда нужно определиться с характеристиками закупаемой продукции, определить ее ориентировочную стоимость.  И двухэтапный конкурс тоже в таком случае становится ненужным. При этом сохраняется категорический запрет на проведение переговоров между заказчиком и потенциальными участниками закупок с момента публикации извещения о закупки.
Кроме того, сокращаются до 26 дней сроки проведения конкурса.
    Запрос котировок
Данный способ скорее всего станет максимально применяемым заказчиками способом закупки. Допустимый объем закупок, размещаемый данным способом, вырастает с 10%, допускаемых сейчас, до 20% от совокупного годового объема закупаемой заказчиком продукции. Кроме того, с учетом вносимых в процедуру проведения запроса котировок изменений, это будет самый простой и быстрый способ закупки.
Сроки проведения нового запроса котировок (общие) сокращаются до 7 рабочих дней (4 р.д. – на подачу заявок; 1 р.д. – на работу комиссии; 2 р.д. – на заключение контракта)
    Аукцион
Здесь произошли самые значительные изменения. Теперь, сначала проходит аукцион, а потом заказчик рассматривает всю заявку (и первую, и вторую части).
То есть по окончании подачи заявок отводится два часа на информационное взаимодействие между площадкой и банками на предмет допустимости подачи такой заявки. Далее происходит непосредственно сама процедура торгов, а потом уже заказчик получает сразу всю заявку целиком.
Комиссия заказчика при данной конструкции составляет только один протокол – итоговый.
Срок подачи ценового предложения сокращается с 10 до 4 минут. А вся процедура торговли на аукционе не может длиться более 5 часов.

Во-вторых, в законе предусмотрены ряд норм для повышения квалификации участников закупок.
Специальная предквалификация (99-ПП) возможна не только при проведении аукциона, но и при остальных видах закупок.
Вводится универсальная предквалификация (там, где не применяется специальная предквалификация). Применяется в закупках с начальной ценой от 20 млн рублей.
Что она предусматривает. Участник закупки должен иметь опыт исполнения одного аналогичного контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ не менее чем на 20% от начальной цены закупки. Непогашенных неустоек по такому договору не должно быть (само по себе наличие неустоек не дискредитирует такой контракт).

В-третьих, происходит оптимизация документов для закупки.
Требования к извещению о любом виде закупки и к составу заявки участника любой закупки абсолютно идентичны. Преимущественно вся информация об участнике закупки формируется системой автоматически из данных, предоставленных при аккредитации. Предусмотрена автоматическая миграция данных заявки в электронный контракт.

В-четвертых, завершение процедуры введения электронного документооборота на всех этапах.
Полностью автоматизируется приемка, претензионная работа, обжалование, расторжение контракта, включение в РНП. Все эти документы будут формироваться посредством ЕИС.

Далее, принят большой пакет мер поддержки участников закупок:
Сокращаются сроки оплаты по контрактам – до 15 рабочих дней (до 10 для СМП и СОНКО), а с 2023 года – до 10 рабочих дней для всех и до 7 – для СМП и СОНКО.
Увеличение доли закупок у СМП до 25%.
Допускается предоставление независимых банковских гарантий ВЭБ.РФ, Региональные гарантийные организации и ЕАБР (для иностранных участников из Евразийского союза). А также предоставление обеспечения при контрактах жизненного цикла отдельно по этапам.
В качестве антисанкционных мер предусмотрено исключение из публичного поля наименований  участников закупок. К этой информации будут иметь доступ только контрольные органы и контрольно-счетные органы.

Документом также предусматривается введение рейтинга деловой репутации участников закупки. Как это будет реализовано, пока не ясно. Для урегулирования данного вопроса потребуется дополнительный акт Правительства.
Ещё одной новацией  закона является предусмотренная для заказчика возможность при уклонения победителя конкурса от заключения контракта, направлять договор каждому следующему по порядку участнику закупки до момента подписания.
Кроме того, вводятся новые случаи применения закрытых торгов. Они касаются космических материалов, технологий и техники, а также при осуществлении закупок ФСО России, Росгвардией, подведомственными им государственными учреждениями и унитарными предприятиями.
Безусловно, в таком объемном документе как 360-ФЗ предусмотрено еще очень много принципиальных изменений системы (деофшоризация, порядок взыскания неустойки, новые возможности централизации закупок, проведение совместных процедур и много другое). Мы коснулись в данном материале только ключевых из них.
В дальнейшем мы постараемся рассмотреть их подробно.