Строительное сообщество озадачилось вопросами подтверждения деловой репутации
Всего за 2023 год было заключено более 72 000 госконтрактов на общую сумму 4 трлн рублей. Вместе с тем, почти четверть из них, то есть более 16 000, были расторгнуты. Сумма таких контрактов превысила 1 трлн рублей.
Сами строители в лице НОСТРОЙ причину такого высокого процента расторжения называют недостаточную квалификацию подрядчиков, которая невозможно выявить на этапе закупочной процедуры в рамках действующего законодательства о закупках (Закона о контрактной системе). "По сути, любая компания, имеющая опыт работы более пяти лет и назначившая самую низкую цену, может стать исполнителем госзаказа. <.> Квалификация подрядчика не оценивается", - пояснил Глушков.
Не один год Нострой пытается внедрить в закупочную систему РФ механизмы рейтингования участников строительного рынка, которые бы помогли на этапе конкурсов и аукционов более объективно подходить к оценке возможностей и потенциала подрядных организаций.
В том числе вопросы оценки квалификации подрядчиков и их рейтингования стали предметом обсуждения в рамках рабочей группы по созданию стимулов для подрядных организаций, которую также возглавил НОСТРОЙ.
Нацобъединение обладает большим массивом данных о членах СРО, поскольку является оператором Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательств (ЕРЧ) и Национального реестра специалистов в области строительства (НРС). Эти платформы стали основой разработанного НОСТРОЙ механизма оценки опыта и деловой репутации подрядных организаций.
Имеющаяся информация помогла бы повысить оказать влияние на качество и безопасность исполнения госконтрактов.
В рамках рейтингования подрядных организаций НОСТРОЙ предлагает оценку по трем направлениям:
опыт работы и деловая репутация,
кадровый состав и уровень квалификации,
оценка финансовых и материальных ресурсов.
«Ключевой принцип – чем больше верифицированной информации есть о компании, тем выше ее оценка. Также полная информация об опыте компании в коммерческих заказах повысит для нее доступность государственного (муниципального) заказа. При этом, из процесса оценки полностью исключен «человеческий» фактор», - заключила Елена Парикова, директор по развитию – руководитель Проектного офиса НОСТРОЙ.
Вместе с тем, до настоящего времени законодатели и профильные ведомства не откликнулись на инициативу НОСТРОЙ, опасаясь того, что качество отбора подрядчиков рейтингование не изменит, а вот способствовать перетеканию коррупции от заказчика к строительному сообществу и рейтинговому агентству будет.